«Психическая болезнь в большинстве случаев является проявлением духовного заболевания»

По словам иерея Алексия Мороза, неправильно мнение о том, что душевное расстройство может быть полезно человеку и способствовать его жизненному росту и гениальности …

Медики Каролинского института в Стокгольме установили, что представители творческих профессий чаще других людей склонны к психическим расстройствам.

Ученые провели масштабное исследование, в котором участвовали более миллиона пациентов. В его ходе специалисты выявили наиболее сильную связь между писательским трудом и шизофренией. По их словам, у писателей также высок риск депрессии, токсикомании, тревожных и биполярных расстройств. Самоубийства среди писателей случаются в два раза чаще, чем среди остальных людей. Представители других творческих профессий – фотографы и танцоры – также нередко страдают биполярным расстройством, пишет Российская газета со ссылкой на Medical Daily.

Биполярное расстройство – это психическое заболевание, которое проявляется в виде маниакальных и депрессивных, а иногда и смешанных состояний, при которых у больного наблюдаются быстрая смена симптомов мании и депрессии, либо симптомы депрессии и мании одновременно.

Как отмечают медики, творческие люди нередко происходят из семей, где уже отмечались какие-либо психические расстройства, в том числе биполярные заболевания, шизофрения, анорексия или аутизм. По словам авторов исследования, его результаты позволяют взглянуть на психические заболевания с иной стороны, воспринимая их не только как болезни, но и как некие явления, сопутствующие таланту или даже гению. По их мнению, если смотреть на вещи под таким углом зрения, то определенные черты, связанные с расстройствами психики, могут рассматриваться как что-то ценное и в каком-то смысле желательное в плане творчества. Например, хаотические мысли, порожденные шизофренией, могут помочь в создании шедевра.

«Если смотреть на отдельные моменты болезни пациента как на благоприятные, то это дает возможность новых подходов к лечению», – отмечает автор исследования, доктор Саймон Кьяга.

В то же время независимые эксперты призвали не романтизироовать образ больных людей. «Важно, чтобы мы не романтизировали образ психически больных людей, которые слишком часто изображаются как творческие гении», – считает эксперт Бет Мерфи.

Ранее, в 2010 году, было проведено исследование с участием 16-летних подростков, в ходе которого ученые обнаружили, что у подростков с сильно развитым интеллектом в 4 раза выше вероятность биполярного расстройства. Другие исследования выявили, что люди, страдающие от биполярного расстройства, наиболее склонны к творчеству в период выхода из глубокой депрессии.

Мы попросили прокомментировать результаты исследования известного православного психолога, духовника Собора православной интеллигенции иерея Алексия Мороза.

Прежде всего, мы должны рассмотреть вопрос творчества. Мы знаем, что творчество – это одна из черт Бога, Творца сущего мира, наделившего и человека способностью творить. Когда человек творит, он испытывает радость, удовлетворение. Необходимо также рассмотреть источники творчества, вдохновения. В ракурсе исследования источников творчества можно рассмотреть исследование, предложенное нам западными учеными.

Первый источник творчества – это вдохновение от Бога, Который сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Что-то прекрасное, полезное для людей человек может сотворить только тогда, когда будет проводником святой воли Господа и, обогащенный мудростью Божией, будет вносить ее в наш мир. Мы знаем великих писателей и, прежде всего, великих святых, которые оставили нам святоотеческое наследие – это Антоний Великий, Макарий Великий, а из наших современников святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник, трудами которых мы до сих пор руководствуемся для понимания духовной жизни. Это наше руководство в духовной брани, для нашего духовного возрастания. Их великолепные духовные труды, которые дали возможность миллионам человек идти по пути спасения, – это преломление божественных знаний в очищенной, освященной душе человека.

Мы видим также и писателей, в которых божественная искра и мысль не в таком чистом виде проявляется, но, безусловно, является через них, не будучи загрязнена пороками страстей. Такое гениальное прозрение мы можем видеть в трудах Александра Сергеевича Пушкина, особенно в поздний период, когда поэт уверовал в Господа, в трудах Достоевского, Лескова, Гоголя и других писателей, в которых источником вдохновения является божественная благодать, любовь к людям, желание облегчить их страдания, помочь на пути духовного совершенствования.

Как мы знаем, никто из святых никогда не был подвержен психическим заболеваниям. Другое дело писатели. Таким образом, чем чище человек, чем яснее через него проявляется божественная мудрость, тем он сам духовно более крепок, психически здоров, тем большее духовное здоровье несет людям.

А когда источником вдохновения является не божественная благодать, а некая демоническая сущность, страсть, и человек изливает на читателей свою страстность, греховные установки, то тогда через его книги видна демоническая образина, а сам человек является проводником злых сил. Да и сам автор таких произведений отдается во власть демоническим силам, получая различные психические заболевания и духовные отклонения. Человек бесоводимый чаще заканчивает жизнь самоубийством, так как не находит мира и гармонии в своей семье, часто бывает неприятным в общении человеком, крайне гордым и эгоцентричным.

Спрашивается, почему же его труды захватывают людей? Потому что в таком писателе развиты те страстные основы, какие есть и в других людях. А страсть, грех, желание усладиться грехом есть в каждом человеке. Если человек не борется с этим, а услаждается, то ему приятны произведения тех писателей, которые его еще дальше в этом продвинут.

Известно, что некоторые художники, пока не убедят, не накачают себя, что они самые гениальные, лучшие, не могут писать. Иногда, чтобы подхлестнуть себя, им необходимо принять алкоголь или наркотик. В таком состоянии, пригодном для демонообщения, когда нечистый дух входит в человека, последний начинает «творить», и самому ему его творение кажется превосходным, хотя оно носит всего лишь отпечаток страстности.

Мы знаем, что, когда человек читает какую-либо книгу, он входит в те же мысли, в каких находился автор, когда писал произведение. Когда человек читает Евангелие, он входит в божественное состояние, душа его очищается, мысли выправляются и даже тело исцеляется. Когда же человек читает книги порочного, грязного содержания, то сам открывается для воздействия демонических сил. Вот почему опасно чтение оккультной или развратной литературы. Когда люди читают такие книги, они становятся жертвами инкубов и суккубов, сами могут стать бесноватыми. Это творчество демоническое, разрушающее человека. Когда артист, художник, накаченный самостью, тщеславием, употребляющий наркотики, считающий себя самым модным и способным, творит, то продукт его творчества разрушительным образом воздействует на людей. Известно, что многие картины, написанные в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, негативным образом влияют на людей, вызывая депрессию, чуть ли не подталкивая к самоубийству. Эти картины зафиксировали то состояние, в котором находился человек, и стараются ему подчинить зрителя. То же касается музыки и литературы.

Теперь мы понимаем, что среди современных писателей большая часть не являются христианами, но являются носителями духа нечистого, и эта грязь изливается ими на окружающих людей, служит развитию пагубных страстей. Конечно же, среди таких «творцов» процент психических заболеваний гораздо выше, потому что это люди, ставшие бесообладаемыми. Таких «художников» надо лечить, выправлять, а выправлять их можно только через духовное обращение к божественной истине, когда человек становится способным увидеть свой грех и бороться, прежде всего, с гордыней.

Кроме того, писателями, музыкантами и поэтами становятся люди, особо чувствительные к иному миру. Как у людей есть разные типы нервной системы, так есть люди, обладающие разной чувствительностью по отношению к невидимому миру. Весь вопрос в том, куда направлена острота ощущений – к Богу или ко тьме. Мы с вами разобрались в причинах психических заболеваний творческих людей.

Второй вопрос, который предлагают нам западные коллеги, – рождают ли психические заболевания гениальность? Но если перевести вопрос на духовный язык, он будет означать: может, одержимость – это неплохо, бесноваться – это хорошо, это способствует какому-то особому духовному прорыву? Конечно, нет. Демоническая сила может только разрушать. В произведениях одержимых людей могут, наряду с темными, содержаться и позитивные моменты, но они полностью подавляются тем злом, которое несут демонические воздействия. Психическая болезнь в большинстве случаев является проявлением духовного заболевания. Сначала человек совершает ошибки на духовном уровне, то есть грехи, и постепенно открывается для воздействия сил демонических, после чего начинается и его психическая поврежденность. Шизофрения – это внутренний конфликт человека между его психологическими установками и реальной жизнью. Конфликт, который самостоятельно человек решить не может, и психика убегает в создание параллельного мира, сознание раздваивается. На сегодняшний день на Западе шизофрению лечат не столько фармоцевтическим путем, сколько психотерапевтически, помогая понять человеку причины внутреннего конфликта.

Таким образом, совершенно неправильно мнение о том, что психическая болезнь может быть полезна человеку и способствовать его жизненному росту и гениальности. Это глубочайшая ошибка, основанная на отсутствии православного мироощущения и отсутствии знаний законов духовного мира.