Председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион вынужден был признать, что в Русской Церкви есть проблемы, связанные с повсеместным распространением советской практики крещения обливанием, а не полным погружением, как того требуют православные каноны. Об этом владыка заявил в Лондоне на конференции зарубежных архиереев Русской Церкви.
Говоря о различиях практики церковной жизни в России и за рубежом, владыка привёл пример с облачениями священнослужителей во время пасхальных богослужений. В Зарубежной Церкви на Пасху служат в белых облачениях, и это допускается, хотя в России укрепилась традиция в пасхальную ночь начинать богослужение в белом, но затем переоблачаться в красное.
“Но есть и более серьёзные вещи, которые требуют унификации, – подчеркнул владыка Иларион. – Например, у нас существует общецерковная норма, чтобы таинство крещения совершалось через полное погружение, не через окропление. Иной раз на местах это правило не исполняется: или нет баптистерия, или священник не очень радеет о внешней форме совершения таинства. А между тем внешняя форма неотделима он внутреннего содержания”.
Отметим, что «Русская линия» неоднократно писала о том, что современная практика совершения таинства крещения в большинстве храмов Русской Православной Церкви очень далеко отстоит от канонической. Согласно требнику, чин крещения предваряется обязательным оглашением крещаемого, в ходе которого тот (или крестный отец за младенца) исповедует православную веру и отрекается от сатаны и всех дел его. После оглашения освящается вода для крещения и елей для помазания крещаемого. Сам акт крещения совершается троекратным ПОГРУЖЕНИЕМ в освященную воду с канонической формулой крещения “Крещается…” Крещающийся должен скрываться в воде согласно с буквой и духом 50-го Апостольского правила. Священник после троекратного погружения передает крещенного восприемнику и облекает его в крест и белые одежды.
Современные отступления от чина, помимо множества сравнительно мелких, чаще всего связаны с крещением обливанием и сокращением чина крещения. Особенно это коснулось запрещающих молитв во время оглашения, которые по невежеству или лени некоторые священники или вовсе опускают, или вычитывают не полностью. Совершенным анахронизмом становятся белые крестильные одежды, более того, сплошь и рядом до таинства допускаются люди, не имеющие восприемников и одетые буднично и до и после крещения. И самый главный день в их жизни становится повседневным, будним днём. Причём сохраняется тенденция упрощения таинства, когда на десяток человек заливают в купель литр – полтора воды, и обливание постепенно переходит в окропление.