Государство в борьбе с сектами должно опираться на традиции Царской России

протоиерей Олег Стеняев
протоиерей Олег Стеняев

О мерах по борьбе с тоталитарными сектами в интервью «Русской народной линии» рассуждает известный миссионер, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.C.Хомякова протоиерей Олег Стеняев.

В Императорской России, если преступление совершалось по религиозным мотивам, то это обстоятельство считалось смягчающим обстоятельством. Это означало, что преступление совершалось под воздействием одного или целой группы лиц.

Термин «деструктивные секты» очень расплывчатый. Под определение в частных случаях может попасть любое религиозное объединение. Поэтому здесь, чтобы обеспечить беспристрастность, в подходе к этому вопросу должны большее участие принимать светские специалисты, а религиозные должны работать как консультанты. Иначе это превратится в использование ресурсов государства одной религией против другой религиозной группы. Ни к чему хорошему это не приведет.

В праве Императорской России не было специальных законов по отношению к людям других вер, кроме того, что я сказал ранее. Совершение преступления в данном случае являлось смягчающим обстоятельством. Но были законы, которые достаточно жестко регулировали переход человека из одного вероисповедания в другое. Я думаю, нам больше нужно изучать опыт прежней России, имперский опыт, который учитывает разные национальные и религиозные группы, и там находить для себя совершенно необходимые для нас реалии, а не копаться в новомодных учебниках, которые списаны с американских, английских и пр. книг, которые легче отнести к жанру криминальной литературы.

Секты и раньше работали на западные культуры. Их основные резиденции находились на территории Австро-Венгрии. Вспомните старообрядцев-австрийцев. В Польше, Финляндии сектантский ресурс использовался партией Ленина, выпускались специальные листовки газеты «Искра» для сектантов и раскольников. Этот ресурс достаточно умело раскручивался. Когда революция произошла, советская власть решила добром отдать за поддержку ее интересов этим людям, и до 1937 года сектантов особо не трогали. Были баптистские колхозы, адвентистские коммуны, хлыстовские общины, и только потом, когда всех стали стричь под одну гребенку, им тоже досталось. Сектанты считались, скорее всего, попутчиками, но финансирование они уж точно получали с Запада. Я думаю, что перед революцией ситуация была хуже, чем сейчас. Поэтому тем более государство не имеет право доводить ситуацию до предреволюционной в плоскости религиозных взаимоотношений.