В Почаеве кричат бесы

Публицист Олег Мономах делится впечатлениями от поездки в Свято-Успенскую Почаевскую лавру …

Два дня на Страстной – Великую Среду и Великий Четверг – довелось прожить в Свято-Успенской Почаевской Лавре, молиться на Литургиях, на вечерних службах, участвовать в таинстве общего соборования, присутствовать на чине омовения ног…
Холодная весна; молодая зелень жадно ловит солнце, вишни уже зацвели и вот-вот зацветёт сирень. Водитель, который нас вёз из Тернополя, сказал, что в гостинице мест нет, всё «забито». Но оказалось, – на нас, сколько нас было, нашлась келья в мансарде – чистая и уютная (как всё в лавре), с наклонным окошком, видом на золото куполов слева, на степь неоглядную, на звёздное небо – если ночью выглянуть; выглянешь – Большая Медведица крупными звёздами прямо на крестах лежит! – сон отлетает.
В прошлый раз довелось побывать в Почаеве паломником более 12 лет назад, тревожной осенью 2003 года. За это время в Лавре был возведён новый величественный собор – Преображенский, в русском стиле (в нём ведутся отделочные работы), восстановлена беседка, завершено строительство гостиницы на несколько сотен келий. Вокруг Лавры, как и на всей Украине, жизнь переменилась. Вот вижу, улица Кошевого (с севера от обители) – на некоторых домах ещё есть это название, а на соседнем – крупная табличка, мощно выведено: «вул. Грушевського». Прямо напротив Успенского собора (южная сторона, со стороны Тернополя), внизу торчит над каким-то кипарисом красно-чёрный бандеровский флаг, словно бы грозит, выжидает в засаде. В Лавре нет времени на долгие разговоры. Но и в разговорах мельком – отражается тревога. Монах (знакомый знакомых, которому привезли передачу), говорит, улыбаясь: «Пережить этот шестнадцатый год – будет чудом…» О чём он? Он просил молиться о Почаеве, несколько раз называл Лавру форпостом православия на западных рубежах, сказал, если здесь будет прорыв – всё и дальше так пойдёт…
Помниться, с 1990-х бандеровская пресса писала: «Почаевская Лавра стоит между Европой и Московщиной. Куда Лавра потянет, там и будем». Они действовали шаг за шагом, как машина. Но Божий мир – не машинный мир, он Духом Святым жив. Но и священноначалие не почивало на лаврах. Помните, какое было воодушевление в народе, когда Патриарх Кирилл приезжал на Украину!? В 2009 году Святейший посетил Почаевскую лавру. Его встречали 40-50 тысяч верующих…
Охранник на воротах (облачён в комуфляж, на шевроне православная символика) вспоминает 14-й год, когда «Правый сектор» готовил нападение; приехали боевики с автоматами, говорили, – устроят здесь «много мяса и крови». Ворота перед ними закрыли. Тогда на защиту Лавры пришло множество местных жителей; все молились. Сказал он и о том, что ситуация в селе Птичьем и других сёлах, ухудшается. Суды, которые наша церковь до этого выиграла, теперь, – под угрозой расправы со стороны радикалов, – принимают другие решения. Охранник вспомнил, как ездил на защиту храма в Птичье, как их атаковали радикалы, вооружённые палками, арматурой, лопатами… «Многое зависит от местных властей», – говорит он.
Осенью 2003-го боевики УНА-УНСО предприняли попытку захвата Лавры. Тогда на защиту святыни съехались казаки со всей Украины – с Волыни, из Запорожья, Харькова… Один из атаманов мне рассказывал: нужно быть готовым, как когда-то были готовы монахи Троице-Сергиевой Лавры во время Смуты…
Но где сейчас те казаки? Однако нашлась сила, которая собрала людей на защиту. И так бывало множество раз прежде.
2 августа 1675 года, когда пятидесятитысячное турецко-татарское войско взяло Почаев в осаду, обитатели соседних поселений сбежались к монастырю, монахи и миряне взялись за оружие, молитвы не оставляя. Во время чтения акафиста перед иконой Почаевской Божьей Матери, по преданию, на небе расступились тучи, над собором появилась сама Богородица в блестящем сиянии, окруженная ангелами, а рядом с ней молящийся Иов Почаевский.
Памятен здесь случай, когда в 1963-м старец Иосиф (преподобный Амфилохий) вырвал ключи у начальника милиции и вернул их настоятелю Троицкого храма. «Гоните их!» – сказал он, указав на безбожников. И милицию прогнали. Последствия для старца были тяжёлые, но Лавру отстояли. В 2003-м в Лавре ещё жили ветераны войны – о.Амвросий и о.Сильвестр, им было по 80. Они не дали закрыть обитель в 1960-е. Живы ли они ныне? Не узнал.
Лаврские отцы-наставники славны своей строгостью. Слышал, как восьмилетнему ребёнку-паломнику (воцерковлённому) батюшка сделал суровое внушение: ты сам должен читать молитвы, готовясь к причастию. «Вот прочитай – такие-то и такие-то – молитвы, они короткие, потом иди на позднюю Литургию, и тогда причастишься». Малыш исполнил. Сказал: совсем не устал. Так, верно, лишь и появятся новые защитники.
Во время служб, особенно при чтении Евангелия и некоторых Посланий, в сумеречных притворах храмов, в других разных местах, слышатся порой истошные вскрики, краткие вопли, смущающие, пугающие неискушённых; можно услышать и собачье тявканье, и птичьи голоса – это беснуются люди, бесы в них требуют не мучить их. Можно во мраке вдруг увидеть и человека, скованного цепью по рукам и ногам, которого ведут, а он переступает как-то с прискоком, иначе цепь не позволяет, а волю ему дать – многие пострадают.
Кричат, воют бесы, святости не вынося. Готовы и убить. Так и кажется, точно так, по этой же причине и Украина страдает, святой Церкви страшась.
Олег Мономах, публицист 
 Почаев
Лавра
Лавра