Митрополит Рязанский и Михайловский Павел в эфире телеканала «Союз» призвал свою паству не оставлять богоугодного дела милосердия и подавать милостыню всем нуждающимся ни мало не сомневаясь и не взирая на лица тех, кто просит о помощи, сообщает “Православная газета”.
«И милость, и милосердие – понятно, это «милое сердце», то есть сердце, доброе по отношению к другому человеку, который находится в беде или нужде. Проявить «милое сердце» к человеку чрезвычайно важно. Даже если вы подаёте милостыню, то надо не абы как оторвать, бросить с пренебрежением. Ведь человек, даже просящий милостыню, ждёт сострадания, соучастия в его страдании», – заявил владыка Павел.
Архипастырь признал, что «есть случаи, когда люди просят милостыню не потому, что нуждаются, а потому, что они (даже, может быть, по своей воле) деградировали, лишились благополучия в жизни и вынуждены сегодня просить даже на пропитание». Однако это не повод отказывать такому человеку в милосердии и помощи.
«Что бы ни произошло с человеком, всё равно оказавшийся в таком тяжёлом состоянии очень нуждается в сострадании, он несчастный человек: никто нормальный, здравомыслящий, в прекрасном физическом и духовном состоянии никогда не пойдёт просить милостыню», – подчеркнул владыка.
«Сегодня безразличное отношение к людям нуждающимся – свидетельство утраты любви. Нет той любви, которая воспитывалась всегда в православных душах, в православных семьях. Это, видимо, происходит от того, что многие не понимают смысла изначального милосердия и милостыни», – заявил митрополит Павел.
Дабы ни у кого не возникло сомнений в том, стоит ли подавать милостыню, владыка обратился к святым отцам и в прямом эфире зачитал ряд их высказываний на этот счёт:
«Делай добро и от плода трудов твоих, которые даёт тебе Бог. Давай всем бедным просто, нимало не сомневайся, кому даёшь. Всем давай, потому что Бог хочет, чтобы всем было даримо из Его даров. Берущие отдадут отчёт Богу, почему и на что брали. Берущие по нужде не будут осуждены, а берущие притворно подвергнутся суду, дающий же не будет виноват, ибо он исполнил служение, какое получил от Бога не разбирая: кому дать и кому не давать». (Из книги «Пастырь Ерма»).
«Сам Бог повелел давать милостыню не для того, чтобы только насыщались бедные, но и чтобы подающие получали благодеяния, и даже больше для последних, чем для первых». (Святитель Иоанн Златоуст).
«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнёт; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор.11, 6). Что значит: «кто сеет щедро»? Со многою щедростью. Здесь, в делах житейских, и жатва, и сеяние состоит из тех же семян, потому что и сеющий бросает пшеницу, ячмень, или что-нибудь другое подобное, и жнущий пожинает опять то же самое. Но в милостыне не так, а иначе. Ты бросаешь серебро, а собираешь дерзновение к Богу; даёшь деньги, и берёшь грехов разрешение; доставляешь хлеб и одежду, и за это тебе приготовляется Царство Небесное и бесчисленные блага, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1 Кор. 2, 9); а главное из всех благ – то, что ты делаешься подобным Богу, по силе человеческой». (Святитель Иоанн Златоуст).
«Имущество наше тогда особенно бывает нашим, когда мы им пользуемся не для самих себя, но исключительно для бедных. Не проходи же человек мимо бедняка с протянутой рукой, хотя во имя того, что эту руку протягивает в его лице Сам Господь». (Святитель Иоанн Златоуст).
«Милостыня – это пища души, и как вино и хлеб служат на пищу и веселью тела, так и милостыня с молитвой является врачевством и радостью для души. Милостыня имеет такую же силу, как и святое Крещение, подобно тому, как святая купель очищает грехи и людей, так и милостыня очищает прегрешения милосердных души». (Святитель Иоанн Златоуст).
«Милостыня состоит не в том, чтобы только давать деньги, но чтобы давать с чувством милосердия. И на зрелищах дают деньги, но это не милостыня. И блудники дают деньги блудницам, но это дело не человеколюбия, а пьяного бесчинства. Им-то подобен и тот, кто дает милостыню из тщеславия». (Святитель Иоанн Златоуст).
Русская линия