Диакон Владимир Василик о духовном значении победоносного шествия советской армии
По неизреченному промыслу Божию, День Победы всегда находится внутри пасхального времени. День Победы – это наша вторая Пасха, это день спасения России, ее великого вселенского торжества. Это Победа над тем страшным злом, который представлял собой фашизм. Кем был Гитлер? Он был зверем из бездны, человеком, который вместил в себя яды европейской цивилизации, накопленные к началу XX века. Гитлер возглавил европейское отступничество и беззаконие. С одной стороны, он провозгласил социализм, с другой – национализм в самой крайней и яркой его форме. Он довел до последнего столба выводы Чарльза Дарвина и идеи социал-дарвинизма о том, что человечество не едино, что Бог не создавал всех людей равными с одинаковыми правами на жизнь, спасение и счастье. Гитлер провозгласил, что существуют высшие расы, призванные господствовать над миром, и низшие, пригодные для обслуживания или достойные быть уничтоженными. Гитлер развил до самого предела идеи талмудического расизма и воинствующего европейского материализма. Он провозгласил идеи древнего тевтонского язычества. В 1942 году митрополит Сергий (Страгородский) прозорливо сказал: «Тьме не победить свет». Гитлер и его подручные имели наглость заявить, что Христос устарел, что пришло время Вотана, что теперь они наследуют землю, что христианство не годится для устроения мира. За эти наглые слова да поразит Господь Гитлера и его подручных.
Говорят о том, что немецкая армия якобы была христианской, что будто бы были капелланы. Дело в том, что одним из своих приказов Гитлер запретил капелланов, военное духовенство, поэтому военные священники служили наравне с остальными солдатами. Даже если бы там и были капелланы, то Гитлер возглавил собой всеевропейскую возню против России. Как в 1242, так в 1942 году мы боролись с тевтонской агрессией. Православная Россия против католической, протестантской и безбожной Европы. Не случайно генералиссимус Иосиф Сталин посылал в бой войска под знаменами Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Кутузова.
Второе важное значение Победы – это духовное воскресение России. Юрий Георгиевич Алексеев, доктор исторических наук, профессор, блокадник, старый офицер, недавно мне рассказывал, что когда услышал слова Сталина о пути к Победе под знаменами Александра Невского и Дмитрия Донского, то готов был заплакать. «На моих глазах, – говорит он, – возрождалась Святая Русь, восстанавливалось почвенное патриотическое сознание из-под этого проклятого космополитизма и интернационализма». Во время Великой Отечественной войны произошло возрождение патриотизма и веры, воссоздание Русской Православной Церкви. В народе, который был и до войны верующим, произошло удивительное возрождение веры. Как вспоминал отец Кирилл (Павлов), во время службы, проповеди священников в единственной тамбовской церкви такой был плач и стон, такое было покаяние! Он прошел войну с Евангелием и не боялся.
Измерение Победы – это вера, покаяние, мужество, воля и всенародный подвиг. И безразлично, кто сражался на фронте, кто тяжелыми буднями ковал Победу в тылу. Особенно это было видно в блокадном Ленинграде, когда не было разницы между городом и фронтом. И каждый защищал, когда весь город был фронтом, ибо он весь простреливался, его бомбили.
И каждый, защищавший Ленинград,
вложивший руку в пламенные раны,
не просто горожанин, а солдат,
по мужеству подобный ветерану.
Действительно, это были пламенные раны. И нам надлежит осторожно и благоговейно, подобно апостолу Фоме, касаться пламенных ран войны и относиться к этой теме целомудренно, достойно и трепетно, потому что мы имеем дело с некой духовной тайной.
События последних 20 лет, которые происходили, слава Богу, не везде, иначе, как поруганием, оплеванием, заушением всенародного подвига не назовешь. Все эти великие бесовские вакханалии в поддержку Власова, в поддержку коллаборационистов, все эти осмеяния и оплевания всенародных героев, таких, как Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Николай Гастелло – являются психологической войной. Это хула на историческую правду, на дух великой России, Святой Руси.
Поэтому хочется сказать современным победобесенятам – хулителям Победы: «Вы обречены на поражение, потому что вы живете в гностическом мире, где нет ни правды, ни победы, ни жизни, а есть только жадное свинское потребление». Гитлеровцы шли для того, чтобы завоевать жизненное пространство, истребить его обладателей, самим сесть за стол, пить, есть и веселиться. Вы хулите память ваших предков ради того, чтобы сытно полакомиться за счет импортных грантов, за счет собственного народа. Русский солдат шел и умирал во имя жизни своего народа и народов Земли, а, в конечном счете, за правду Божию, за жизнь вечную. И верим, что души тех, кто положил жизнь свою за Отечество, ныне пребывают в Царстве Небесном.
В последнее время мы занимались прославлением новомучеников и исповедников российских, пострадавших от советской власти. Это святое и великое дело. Но за ним мы, к сожалению, забыли о сотнях и даже тысячах страдальцев и новомучеников российских, пострадавших от нацизма, в том числе, тех священников, которые исполняли свой пасторский долг, укрывали партизан и раненых, зачитывали патриотическое послание митрополита Сергия, митрополита Алексия, митрополита Николая. За это были расстреляны. К сожалению, прославлением таких святых сейчас практически никто не занимается. Это наша беда и вина перед ними.
А ведь какие это истории! Тот же отец Иоанн Лойко, который был сожжен заживо на Сретение Господне вместе со всем своим приходом в Белоруссии под Минском в селе Хоростово Старобинского района 15 февраля 1943 года. Подобных биографий немало. Сербская Церковь прославила своих святых новомучеников, пострадавших от фашистов и усташей. Мы об этом просто забыли. Печально и скорбно, что мы не воздаем должное тем православным людям, которые умерли за нас, за Россию, за веру Христову и правду.
К сожалению, в обществе распространяется лозунг – «Спасибо деду за Победу». Этот лозунг правильный, но разве это только память дедов, разве это только праздник ветеранов? Праздник дедов и отцов? Да, прежде всего, это их праздник, они выстрадали Победу. Это их день. Но не только их. Это праздник всенародный. Потому что мы – народ-победитель. Победа – это не то, что было когда-то, победа – это то, что будет с нами всегда. И сегодня, когда Россия встает с колен, когда она объединяется, когда она не дает себя унижать, когда она восстанавливается, как великое государство, необходимо понимать, что мы народ-победитель, государство-победитель, мы достойный преемник великого Советского Союза, который выстрадал эту Победу и победил. И мы должны жить именно Победой, победой, прежде всего, над своими страстями и похотями, победой над своей ленью и трусостью, победой над своей инерцией. Если мы воспримем это победительное сознание и устремимся на священную войну против миродержцев тьмы века сего, духов злобы поднебесной, то мы победим, станем достойными преемниками тех, кто брал Рейхстаг. Если мы очистим наше общество и нашу жизнь от всякой скверны, лжи, коррупции, разврата, нечистоты и мерзости, то тогда мы станем, воистину, во всей своей полноте народом-победителем. Но если мы примем в душу свою это сознание, то тогда мы воистину победим.
Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии