Дерево, ставшее орудием казни, считалось нечистым, и кресты просто-напросто выбрасывали. В окрестностях Голгофы скопилось множество крестов, среди которых, как справедливо полагала царица Елена, должен был быть и Крест Господа.
Сегодня Святая земля, Израиль – едва ли не центр христианского мира. И даже те, кто не признают себя православными, стремятся съездить на берега Иордана, чтобы своими глазами увидеть эти благословенные места, подробнейшим образом описанные в Библии.
Во времена императора Константина (IV в.) Иерусалим был для него примерно тем же, что сейчас для нас мифическая Атлантида или легендарная Троя.
Константин закладывал основания будущей великой империи – Византии, строил прекрасный Константинополь и параллельно занимался изучением христианства.
Нельзя с уверенностью сказать, что он был совершенно верующий человек, но, по крайней мере, увлекался исследованием этой религии очень серьезно.
Одним из наставников императора стал Евсевий Кесарийский – выдающийся для своего времени человек. По значимости для Церкви его, наверное, можно сравнить с древнегреческим ученым Геродотом. Геродот стал “отцом” истории, Евсевий – родоначальником истории Церкви (Его труд “Церковная история” и сегодня изучают в семинариях и, пожалуй, сложно найти более полный источник для изучения того, как развивалась христианская Церковь в первые четыре столетия существования).
В Церкви Евсевий пользовался большим почетом: именно ему после первого Вселенского собора – собрания епископов, которые обсуждали самые актуальные вопросы жизни Церкви, – доверили составить текст, в котором кратко изложены основные догматы христианства, – тот самый “Символ веры”, который сегодня есть в любом православном молитвослове.
Православный эфиоп в Иерусалиме |
Рассказывая императору о христианстве, Евсевий, конечно, говорил и об Иерусалиме. Что интересно, Иерусалим в те времена не представлял особой ценности и для христиан! Учитель говорил Константину, что главное для христианина – стремиться к Царству Божию, Иерусалиму Небесному. А земной город, пусть даже и тот, в котором проповедовал сам Спаситель, не так важен.
К тому же, к IV веку от воспетого пророками и псалмопевцем Давидом Иерусалима не осталось и следа. Как известно, при жизни Христа Иерусалим и вся Иудея находились под властью Рима. В конце I в. евреи подняли антиримское восстание и потерпели поражение. Город был разрушен, буквально стерт с лица земли. Одно из немногих, что осталось – западная стена иудейского Храма, которую сегодня называют Стеной Плача.
Иудея по-прежнему оставалась римской провинцией. А примерно через полвека после разрушения Иерусалима римский император Адриан решил строить на его месте новый город, который назвали Элия Капитолина, который представлял из себя не что иное, как обычный римский военный лагерь.
Мятежных евреев из города выгнали и запретили им даже близко подходить к городской стене. Память об иудейских восстаниях (а восстание было далеко не одно) жгла память римлян, и они решили уничтожить все, что было связано с прежним, иудейским городом. Они даже постарались изменить ландшафт иерусалимских окрестностей, а на месте почитаемых евреями мест установили языческие храмы.
В те времена римляне не очень различали иудеев и христиан. Последователи христиан были для них лишь одной из иудейских сект. Поэтому кардинальным изменениям подверглись и те места, которые были дороги им, например, Елеонская гора и Голгофа.
На Голгофе и вовсе выстроили храм богини любви – Венеры. Пожалуй, сильнее память о распятых здесь людях и о казненном Христе оскорбить было нельзя.
Подземный предел Обретения Креста в Храме Гроба Господня в Иерусалиме
|
Подземный предел Обретения Креста
в Храме Гроба Господня в Иерусалиме |
Константин решил, что нужно непременно поехать в Элию Капитолину и, пользуясь евангельскими описаниями и рассказами, которые христиане передавали из поколения в поколение, найти места, связанные с жизнью Спасителя. Но император не мог лично отправиться в Иудею. Он снарядил первую истории экспедицию по библейской археологии, которую возглавила его мать, – царица Елена.
Сложно представить, как экспедицию восприняли современники. Возможно, для христиан она была своего рода чудом – после многих лет гонений вдруг сам император отправляет людей на поиски Иерусалима и христианских святынь. Что до жителей Элии Капитолины, наверное, это предприятие показалось им странным. Зачем искать город, которого нет? Да еще и – подумать только – делать это под руководством женщины, которой бы дома сидеть да занимать гостей на царских приемах! Вероятно, только из уважения к царскому сану местные жители не противились действиям царицы.
Исследовав Элии Капитолины, расспросив о ней старожилов и потомков некогда изгнанных из Иерусалима евреев (им все-таки разрешалось за плату приходить в город на праздники, чтобы почтить память разрушенной столицы), Елена и ее подчиненные смогли выяснить, где находились многие описанные в Евангелиях места, в том числе Голгофа.
Голгофа – известное в древнем Иерусалиме место казней – это скала в пригороде, служившая каменоломней.
На месте выломленных камней образовывались пустоты, которые использовались или для сбора дождевой воды, или в качестве мусорных контейнеров. Правда, мусор там был в том числе и довольно специфический: кресты после распятия. Дерево, ставшее орудием казни, считалось нечистым, и кресты просто-напросто выбрасывали. В окрестностях Голгофы скопилось множество крестов, среди которых, как справедливо полагала царица Елена, должен был быть и Крест Господа.
Елена и ее “археологи” нашли рядом с Голгофой три креста, рядом с которыми откопали табличку с надписью вины: “Иисус Христос, царь иудейский”. Табличка была точь-в-точь такой. Как ее описал евангелист Иоанн. Вот только как понять, к какому из крестов она была прибита?
Как раз в это время в Элии Капитолине хоронили одну знатную римскую матрону. Траурная процессия проходила недалеко от места раскопок. По повелению Елены (а как было не послушаться матери императора?) тело умершей поднесли поочередно к каждому из крестов. Прикоснувшись к одному из них, она воскресла.
Место, откуда царица Елена наблюдала за раскопками (Храм Гроба Господня в Иерусалиме)
|
Место, откуда царица Елена наблюдала
за раскопками (Храм Гроба Господня в Иерусалиме) |
Это чудо поразило обитателей Элии Капитолины. Множество жителей пришли поклониться Кресту Господню. Но увидеть лежащий на земле Крест толпе людей было просто невозможно. Поэтому и тогда Иерусалимский Патриарх Макарий и царица Елена стали поднимать (или, по-церковнославянски, воздвигать) Крест, а люди становились на колени, крестились и кланялись Орудию казни Спасителя. Произошло это 14 сентября.
Отсюда и получил название сегодняшний праздник – Воздвижение Креста Господня.
Потом Крест установили на Голгофе, и некоторое время эта святыня, обрамленная драгоценным окладом стояла, можно сказать, на том самом месте, где был распят Христос.
Когда спустя несколько столетий восстановленный стараниями византийских императоров Иерусалим захватили персы, они увезли Крест с собой, потому что знали, что для христиан это великая святыня.
Потом византийский император отвоевал Крест и вернул его в Иерусалим в 628 году. Частицы Креста раздавались в качестве драгоценнейших императорских даров. И в конце концов от него не осталось ничего. Только во многих храмах можно найти эти маленькие частички деревянного Креста, на котором был распят Спаситель.