«Трапеза обильна, насладитесь все!»

Пасхальная традиция готовить куличи и пасхи, красить яйца сохранялась в России всегда, даже в те годы, когда нашу страну населяли, кажется, одни атеисты. Однажды весенним утром на столе появлялись тёмно-красные, чуть припахивающие луком, яйца, а рядом – кекс «Столичный», присыпанный белой пудрой, с зажжённой свечой. Творожная масса с изюмом, выложенная на блюдо, символизировала пасху. Все эти яства были так трогательны и торжественны, что уже нельзя было промолчать в ответ на бабушкино: «Христос Воскресе!»

Блюда пасхального стола всегда были так любимы в народе, что даже дети в песочнице столетиями готовили именно «куличики». А на Украине, где всё часто бывает кверх ногами и кулич называют «паской», в песочницах пекут не что-нибудь, а «пасочки». Взрослые тоже подчас непрочь поделать «куличики» и «пасочки», причём из более сложного материала: например, в Санкт-Петербурге их воплотили в архитектурной форме. На окраине северной столицы стоит храм Святой Троицы, который в народе называют «Куличём и Пасхой»: здание церкви своей формой действительно напоминает кулич, а колокольня – пасху. Именно таким был замысел заказчика храма, генерал-прокурора князя Александра Вяземского.

Традиция вкушать во всю Пасхальную седмицу кулич и пасху, дарить друг другу крашеные яйца – это не просто благочестивый обычай. Каждое из этих блюд имеет свою символику, основанную на текстах Ветхого и Нового Завета или Священного Предания.

 

«Домашний» артос

Человек, хотя бы иногда бывающий в храме, не может не заметить, что кулич напоминает просфору, которая используется во время богослужения. Просфора – это круглый золотистый хлеб, состоящий из двух частей – верхней и нижней (в знак того, что во Христе соединились два естества – Божественное и человеческое).В начале Литургии из главной, агничной, просфоры священник вырезает большую частицу, которая затем претворяется в Тело Христово. На Литургии используются ещё четыре служебные просфоры и множество маленьких, из которых вынимаются частицы за живых и усопших. Именно эти «малые» просфоры нам хорошо знакомы – подавая записки «о здравии» и «о упокоении», мы получаем их от свечницы и затем вкушаем вместе со святой водой.

Но ещё точнее будет сравнить кулич с артосом – большим пасхальным хлебом с изображением креста и тернового венца. В Пасхальную неделю он хранится в храме на особом столике перед иконой Спасителя – в память о том, как после Воскресения апостолы оставляли за столом место для Христа и клали на него хлеб. Артос обносят вокруг храма с каждым крестным ходом, а в Светлую субботу благословляют, раздробляют и раздают прихожанам.

Таким образом, артос – это один из самых древних символов Воскресения Христова, а кулич – его «домашний» вариант.

Кулич также символизирует переход от Ветхого Завета к Новому. Ведь праздник Пасхи существовал и в дохристианские, ветхозаветные времена. В это день иудеи вспоминали день своего исхода из Египта, где они находились в рабстве у фараона. В праздник Пасхи им было запрещено есть любые проросшие или забродившие злаки. Они вкушали только «опресноки» – пресный, неквасный хлеб, в память о том, с какой поспешностью уходили из египетского рабства. «И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той… И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их» (Исх. 12, 33-34). Христос же, согласно греческому тексту Евангелия, во время Тайной вечери благословил именно квасной, то есть дрожжевой, хлеб (по-гречески – «артос»). Поэтому Пасха Нового Завета празднуется именно с таким хлебом.

Во время приготовления кулича можно вспомнить и о том, что в одной из притч Христос сравнил Царствие Божией с закваской – то есть дрожжами: «Чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (Лук.13, 20 – 21). От небольшого количества дрожжей поднимается всё тесто. Незаметно для глаз совершается и преображение человека, услышавшего слово Божие и идущего ко Христу.

«Млеко» вместо жертвенного агнца

Пасха (на церковнославянском – «млеко огустевшее») – это праздничное блюдо из творога или сметаны, для приготовления которого используется специальная форма в виде усечённой пирамиды. Но почему оно носит то же название, что и главный христианский праздник? Здесь снова придётся вспомнить о тех временах, когда люди жили в ожидании прихода в мир Спасителя. О Пасхе ветхозаветной.

На пасхальной трапезе иудеи вкушали жертвенного агнца, приготовленного с горькими травами. Эта традиция также была связана с избавлением евреев от рабства: накануне их исхода из Египта Господь повелел каждому семейству заколоть «агнца без порока, мужеского пола, однолетнего», приготовить его особым образом и съесть, а кровью помазать косяки своих дверей. Когда иудеи выполнили это повеление, Господь поразил смертью всех первенцев в Египте – за исключением жителей домов, двери которых были помазаны жертвенной кровью.

Господь заповедал евреям праздновать этот день «во все роды», и с тех пор каждый год на Пасху иудеи закалали агнца. Накануне Своего распятия вкушал такого агнца и Христос с учениками. А в сам праздник иудейской Пасхи был распят, взяв на себя грехи всего мира. Поэтому считается, что ветхозаветный пасхальный агнец (его называли и просто «пасхой») был прообразом (символом) жертвы Христа.

С того момента, как Сын Божий принёс Себя в жертву, стало ненужным принесение других кровавых жертв. Поэтому «пасха» православных христиан – это «млеко огустевшее», которое своей формой напоминает Гроб Господень. А само слово «пасха», которое в переводе с еврейского означает «избавление», «прехождение», в христианстве пониматеся как прехождение от смерти к жизни.

Кстати, в прежние времена на пасхальный стол обязательно ставили барашка, сделанного из сахара или сливочного масла. Сахарными барашками украшали куличи, а в формочках в виде барашка выпекали кексы. Иногда на стол подавали и настоящего жареного ягнёнка.

Чудо для императора

Красное пасхальное яйцо – это, пожалуй, самый известный символ православной Пасхи. Ещё в дохристианские времена многие народы – египтяне, персы, римляне, греки – почитали яйцо как символ Вселенной и рождения. Знаменитый парадокс – «Что было раньше: курица или яйцо?» – несмотря на шутливый характер, заставляет всерьёз задуматься о начале всего сущего. Задумывался об этом и Плутарх: он почитал яйцо «творцом всей природы». Другие философы считали яйцо моделью мира, а славяне воспринимали его как символ плодородия земли и весеннего возрождения природы.

Каким же образом появился обычай дарить красное яйцо на Пасху, обмениваясь при этом радостными приветствиями – «Христос Воскресе!» – «Воситину Воскресе»? Существует несколько версий возниковения этой традиции, но, согласно общепринятому церковному преданию, дело обстояло так.

Одна из учениц Христа, святая равноапостольная Мария Магдалина, дерзнула придти и рассказать о Воскресении Спасителя самому римскому императору, Тиберию. Обычай требовал, чтобы каждый входивший к императору приносил ему какой-нибудь дар. Мария Магдалина была бедна – она не могла вручить властителю ничего, кроме обыкновенного куриного яйца. Возможно, этот дар был связан ещё и с тем, что крутое яйцо («бейца») тоже было частью ветхозаветной пасхальной трапезы: у иудеев оно по сей день служит «эмблемой праздничной жертвы». «Христос Воскресе!» – возвестила святая, протягивая яйцо Тиберию. Императора эта весть потешила. «Скорее это яйцо станет красным, чем мёртвый воскреснет», – усмехнулся он. И яйцо на глазах изменило цвет…

Красный цвет яйца, несомненно, символизирует цвет крови Спасителя, пролитой за нас на Кресте. В праздник Пасхи священнослужители облачаются в красные одежды, прихожанки надевают красные платки, перед иконами горят красные свечи. Да и сама Пасха в церковных песнопениях называется «красной». Ведь прилагательное «красный» не только означает цвет, но и, согласно словарю Даля, толкуется как «красивый, прекрасный, превосходный, лучший».

Одно из пасхальных чудес – это то, что освящённое в церкви яйцо, как и крещенская вода, не портится целый год. Многие оставляют одно освящённое яйцо до следующей Пасхи, положив его на полочке у икон. В книге Нины Павловой «Пасха красная», в которой рассказывается о ритуальном убийстве трёх оптинских монахов в 1993 году, есть свидетельство об этом пасхальном чуде.

Журналистка Зоя Афанасьева приехала в Оптину пустынь 17 апреля 1993 года, накануне Пасхи, и призналась иноку Трофиму, что не верит в чудеса. «Инок Трофим принёс из своей кельи пасхальное яичко, сказав: «Завтра этому яичку исполнится ровно год. Завтра я съем его у тебя на глазах, и ты убедишься, что оно абсолютно свежее. Тогда поверишь?»».

Дальше Нина Павлова пишет: «Вера у инока Трофима была евангельская, и каждый раз на Пасху, вспоминают, он разговлялся прошлогодним пасхальным яйцом – всегда наисвежайшим и будто являющим собой таинство будущего века, где «времени уже не будет» (Откр. 10, 6). До убийства оставались уже считанные минуты. И словно забыв об уговоре с Зоей, инок спешил разговеться прошлогодним пасхальным яичком, желая прикоснуться к этому чуду Пасхи, где всё вне времени и не подвержено тлению.

И всё-таки Зоя была извещена о чуде. Данные о свежем яичке, съеденном иноком Трофимом перед смертью, занёс в протокол патологоанатом, даже не заподозрив, что оно годичной давности. А потом… кинооператор зафиксировал в кадре скорлупу пасхального яичка, полагая, что снимает последнюю земную трапезу инока и не подозревая, что снимает пасхальное чудо».

Но главная пасхальная трапеза совершается в храме, на Литургии. Главное – не стол, а пре-стол, на котором хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы, чтобы мы, вкусив, приобщились истинной пасхальной радости. «Трапеза обильна, насладитесь все!»