СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

Страстная Седмица — вторая и наиболее насыщенная уникальными богослужениями часть Великого поста. Начинаясь с Лазаревой субботы, она ведет верующих к переживанию пасхального триденствие. Следуя мысленно за Иисусом Христом в последние дни Его земной жизни, мы проходим с Ним путь через смерть к Воскресению.

Лазарева суббота

Вторая часть Великого поста начинается с Лазаревой субботы. В пятницу шестой седмицы на «Господи воззвах» поется стихира «Довершившы полезную для души четыредесятницу», знаменующий окончание первого периода поста. С другой стороны, в нынешней Триоди указание на окончание Четыредесятницы есть и после изобразительных Великой Среды: настоятель просит у братии прощения за все, чем согрешил «и во время всей святой Четыредесятницы». Такая двусмысленность нынешнего устава объясняется разным способом подсчета сорока дней: если включать в число постных дней недели, то сорок дней проходят в пятницу 6-й седмицы, а если воскресенье исключить, то 40-й день наступит только в Великую Среду.

Празднованию воскрешения Лазаря посвящена отчасти вся шестой седмицы поста: в песнях с понедельника по пятницу многократно упоминается это чудо и предшествующие ему события. На утрене Лазаревой субботы поется тропарь «Общее воскресение …», общий для этого дня и праздника Входа Господня в Иерусалим. Кроме того, на субботней утрени поются некоторые воскресные песни: тропари по непорочных «Ангельский собор», песня «Воскресение Христово видя» (хотя Евангелие перед ней не читается), «Свят Господь Бог наш» после канона, воскресные дополнительные стихи к хвалитные стихир и богородичен «Преблагословенная еси, Богородице Дево». Канон Лазаревой субботы составлено из двух четверописнцив — Космы Маюмский и Иоанна Дамаскина (VIII век), которые были отредактированы и дополнены до полного канона поздними студийских гимнографамы Феофаном и Иоанном монахом. На каноне с этого дня и до понедельника второй седмицы после Пасхи перед девятой песней не поется «Честнейшую».

На литургии Лазаревой субботы вместо Трисвятого поется «Все те, во Христа крестившиеся»: вместе с Великой Субботой этот день в старину был преимущественно крещальня днем. Причем, если в Великую Субботу в Византии крестили преимущественно взрослых и детей старшего возраста, то в субботу Лазаря крестили маленьких детей, отсюда и отсутствие в Лазареву субботу любых поучительных чтений, связанных с крещальной тематике, в отличие от Великой Субботы.

Вход Господень в Иерусалим

Следующий день — Вход Господень в Иерусалим, один из подвижных двунадесятых праздников. Как и во всякое Господский праздник, который совпадает с воскресеньем, воскресная служба отменяется, и поются только песни праздника. Это единственный праздник, имеющий два тропаря: общий для этого дня и Лазаревой субботы «Общее воскресение» и второй — «С Тобой крещением погребены, Христе Боже наш». Второй тропарь вновь указывает на то, что в Лазареву субботу крестили детей, и многие христиане в этот день вспоминали собственное крещение.

Многократно на богослужении Входа Господня в Иерусалим поется стихира «Сейчас благодать Святого Духа нас собрала …». Она поется и во время проведения церковных соборов. Это один из древнейших гимнографичних текстов в современном обиходе, намного старше других стихиры этого праздника. Некоторые связывают его появление с монашеским обычаем оставлять обитель на время Четыредесятницы для уединенного подвига в пустыне и возвращаться в монастырь на Страстной Седмицы. О такой обычай гласит, например, известно многим житие преподобной Марии Египетской, которое читается за богослужением на утрени пятой седмицы Великого поста.

За всенощным бдением после чтения Евангелия читается молитва на благословение Ваий — пальмовых листьев или других ветвей, распустившиеся. В нашей практике обычно ваия окропляют святой водой, хотя нигде в уставе об этом не сказано, и греки только благословляют, но не окропляют ветви. Благословлены ваия раздаются народу настоятелем во время целования Евангелия, и все стоят с этими ветвями до самого причащения, встречая таким образом Иисуса Христа. Имеется в виду, что всенощная действительно совершается ночью, и после окончания сразу служится литургия. В отличие от предыдущих недель Великого поста, когда служилась литургия св. Василия Великого, в этот праздник отправляется литургия св. Иоанна Златоуста, в чине которой присутствуют все элементы господского праздника: антифоны, входное и задостойник.

Большие Понедельник, Вторник и среда

На вечерни в день Входа Господня в Иерусалим в стихирах уже появляется тематика Страстей. На малом навечерие поется триписнець св. Андрея Критского. Почти для каждого дня Страстной Седмицы Триодь содержит два канона: один из них, авторства Космы Маюмский, поется на утрени, второй написан, как правило, Андреем Критским — накануне на навечерие.

В Великие Понедельник, Вторник и Среду совершаются богослужения, включая литургию Преждеосвященных Даров, почти не отличаются от будничных служб Четыредесятницы. Тропарь один для первых трех дней: «Се Жених грядет в полночь», — призывает христиан в духовном бодрствовании встретить Спасителя, идущего на страдания и смерть. Песни первых трех дней Страстной Седмицы содержат упоминания событий, произошедших в последние дни перед Страстями Спасителя. В Великий Понедельник вспоминается проклятие бесплодной смоковницы, растущей на пути к Иерусалимского Храма, а также Иосиф Прекрасный, проданный братьями в египетское рабство. В Великий Вторник — притча Христова о десяти девах. В Великую Среду — помазание блудницей миром ног Иисуса Христа и предательство Иуды. Все эти темы подробно объясняются в синаксаря после шестой песни канона на утрени. На вечерние и утрени в эти дни читаются отрывки из Евангелия, соответствующие дня. Читаются и паремии: две в вечерние и одна на 6-м часе, но в отличие от Четыредесятницы, паремии берутся из книг Исхода и Иова (на вечерние) и Иезекииля (на 6-м часе).

На часах тоже читается Евангелие, но уже не выбраны отрывки, а полностью — начиная с первого главы Евангелия от Матфея и до 17-го главы Евангелия от Иоанна (в прощальной беседы Иисуса с учениками, которая входит в число страстных чтений утрени Великой Пятницы ). Чтение Евангелия на часах — один из поздних элементов нынешнего устава, в практику этот обычай вошел не ранее XV века. Символично эти чтения изображают Иисуса Христа, учит в Храме в последние дни перед страданиями. Чтение Евангелия в монастырях заполняло собой почти весь день, между утреней, что кончается на рассвете, и до начала вечерни.

В Великую Среду происходит последняя в году литургия Преждеосвященных Даров и после ее окончания последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Последний раз в этот день читаются и кафизмы — к вечеру Светлой субботы. В этот же день на «Господи воззвах» на «и ныне» поется стихира единственной известной женщины-писнописця кассе «Господи, как в многочисленные грехи упала жена …». Преподобная Кассия (IX век), поэтесса благородного происхождения, основатель монастыря в Константинополе, известная как автор стихиры на Рождество Христово «Августу единоначальствующу» и четверописнця Великой Субботы, включая ирмосы «Волной морскою». Четверописнець Великой Субботы позже был переработан в полный канон, и от первоначального творения св. Кассии в богослужебном употреблении остались только ирмосы.

Великий Четверг

Богослужебная тематика Великого Четверга — воспоминание Тайной вечери Спасителя, по которой Иисус впервые причастил учеников Своим Телом и Кровью. Тропарь дня — «Когда славные ученики …» — вводит тему Тайной вечери, которая затем раскрывается в чтении Евангелия от Луки, 22,1-39, и развивается в каноне Космы Маюмский. Паремия с Иеремии читается на 1-м часе, а не на шестом.

Божественная литургия св. Василия Великого в этот день соединяется с вечерней — таким образом, уставом предусматривается длительное, на протяжении всего дня, строгий пост. На вечерние читаются три паремии: из книг Исхода и Иова, обычные для дней Страстной Седмицы, и третья — из книги пророка Исаии, предзнаменування Страстей Христовых. Последняя паремия касается чтений собственно литургии и является остатком древнего практики чтения за Божественной литургией трех отрывков из Писания: ветхозаветного пророчества, Апостола и Евангелия.

После третьей паремии поется Трисвятое, и читаются Апостол и Евангелие. Апостольское чтение взято из послания апостола Павла к Коринфянам и представляет собой найдаавнишу память о Тайной вечере (послание апостола Павла к Коринфянам написано раньше все четыре Евангелия). Евангельское чтение составлено: в текст Евангелия от Матфея включены фрагменты Иоанна и Луки, так что в итоге получается дольше евангельское чтение за литургией по всему церковного года. За литургией несколько раз поется гимн «Вечери Твоея тайной …» — вместо Херувимской песни, причастного стиха и заключительного тропаря «Да исполнятся уста наша …». На литургии в этот день, как правило, очень много причастников, а кроме того, часть Св. Даров готовится для причащения больных на протяжении всего года.

После заамвонной молитвы литургии в монастырях или архиерейских соборах происходит чин умывания ног, упоминается в Триоди. Текст чина печатается в архиерейском Чиновнику или Большом Требнике. Во время его осуществления диакон читает повествовательные фрагменты соответствующего начала Евангелия от Иоанна, а архиерей — реплики Иисуса Христа, написанные от первого лица. Вокруг архиерея сидят 12 священников, изображающие апостолов. Во время чтения слов «и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был опоясан» архиерей омывает ноги священников водой и вытирает их «полотенцем», которым он препоясан, подобно Спасителю на Тайной вечере. Это чинопоследование впервые известно в Иерусалиме в VI-VII веках. Предполагают, что оно стало отражением тенденции распространилась уже тогда, подчеркивать «художественный символизм» страстного богослужения.

В Великий Четверг могут совершаться и другие особые чины. Так, в этот день Патриарх в некоторых Поместных Церквах освящает миро. Освящение мира в этот день связано с обычаем совершать крещение в Великую Субботу. В Византии в кафедральных соборах и повсеместно на Руси в этот день совершали чин омовения святого престола, который теперь не печатается в богослужебных книгах. Этот чин возник в Константинополе и представлял собой приготовления к пасхальным торжествам: уборка храма начиналось с омовения престола в Великий Четверг.

Кроме того, в Великий Четверг в древности, когда был распространен институт покутникив (отлучение от полноты церковного общения на длительное время за серьезные грехи), могло происходить принятие покутникив в общение с Церковью. Отсюда византийский обычай совершать в этот день таинство Елеосвячення, или Соборования, известное с XIV века. В то время Елеосвячення стало не только совершаться над больными, но и пониматься как особый род покаяния. И доныне в греческой практике в Великий Четверг после утрени происходит общее Елеосвячення. Отличительная черта этого чина — отсутствие семи помазаний в седмеричному цикле апостольких и евангельских чтений и молитв. Помазание елеем происходило однократно, в конце чина, при целовании Евангелия. Эта же практика была в обиходе и на Руси — повсеместно до середины XVII века, а затем в крупнейших соборах и монастырях. Обычай совершать Елеосвячення в другие дни Великого поста и других многодневных постов появился в Украине (а также России и Беларуси) лишь в последние годы ХХ века.

Великая Пятница

Великая Пятница открывает собой пасхальное триденствие. Это главные дни литургического года, посвященные центральным событиям истории нашего спасения: перехода Сына Божьего Креста через Сошествие во ад до Воскресения из мертвых. Богослужения Великой Пятницы начинаются с «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Оно создано на основе утрени, но по уставу должно начинаться в два часа ночи, то есть вечером Великого Четверга через час после захода солнца. Чтение 12-ти отрывков из Евангелия, повествующие о Страстях Господних, чередующиеся с пением антифонов, отражает Иерусалимскую традицию стациональних богослужений, известную уже по описанию Егерии (IV век). В Великую Пятницу все жители Иерусалима и паломники вместе с епископом ходили по местам, связанным с событиями Страстей, и читали там соответствующие Евангелия, а во время переходов с места на место пели антифоны.

После 6-го Евангелия поются блаженны. В современном уставе Блаженны поются на изобразительных или литургии, а на утрени встречаются только дважды: в Великий Четверг и в четверг 5-й седмицы Великого поста, на так называемом «Мариино стояние» — обе эти службы ярко выраженного палестинского происхождения.

Утром в Великую Пятницу совершаются Царские часы, названные так потому, что в Византии на них приходил император, хотя обычно время пропускал. На каждом из них читаются особые псалмы, ветхозаветное пророчество, Апостол и Евангелие. Евангелие о Страстях Христовых на четырех часах читаются по очереди от каждого из евангелистов.

На вечерние Великой Пятницы совершается вынос плащаницы. После входа и прокимна читаются обычные для Страстной седмицы паремии из Исхода и Иова, а затем — пророчество Исаии о страждущего Мессию, Который «оправдает многих и грехи их на Себе понесет». Апостольское чтение из послания к Коринфянам говорит о значении Креста Христова: «Слово о кресте является глупостью для погибающих, а для нас, спасаемых, это Божья сила». Евангельское чтение составлено, объединяет рассказы разных евангелистов. В нынешней разбивке состав этого чтения является смысловая ошибка: согласно Лукой, один из разбойников, повешенных рядом с Иисусом, покаялся, но в сложенном чтении после рассказа Луки о благоразумного разбойника находится рассказ Матфея со словами «Подобно разбойники, распятые с Им, насмехались над Ним »(Мф. 27, 44). Стоит отметить, что современные издания богослужебных указаний Московской Патриархии рекомендуют вставлять отрывок из Луки о покаянии благоразумного разбойника не до, а после цитированного выше 44-го стиха 27-го главы Евангелия от Матфея.

Вынос плащаницы из алтаря на середину храма происходит при пении видпустительних тропарей на вечерние. В категориях «художественного символизма» это обозначает снятие тела Иисуса с креста и погребение. Плащаница представляет большого размера плат с изображением лежащего во гробе тела Спасителя. Сначала в литургический обиход в византийском обряде вошел воздух («Аэр») — прямоугольный покров для Святых Даров, которым покрывали Евангелие во время процессии входа. Сам термин «пелены» входит в обиход в славянских книгах только с конца XVI века, и в Триоди пор отсутствует упоминание о выносе плащаницы.

На навечерие Великой Пятницы поется канон «на плач Пресвятой Богородицы» авторства Симеона Логофета-поздний, чем другие каноны на навечерие этой седмицы, написанные Андреем Критским. Этот канон обычно читает священник, стоя перед плащаницей.

Великая Суббота

«Суббота эта Преблагословенная, поскольку сейчас мертвый Христос воскрес на третий день», — поется в кондаке Великой Субботы. Находясь посередине между Крестом и Воскресением, Великая Суббота является уникальным днем церковного года, когда плач переходит в радость. Это единственная суббота в году, который является днем строгого поста: Литургия (св. Василия Великого) в этот день происходит вечером. В тематике этого дня сочетаются глубокий кенозис Слова Божьего, «даже в ад сойдя» в поиске падшего Адама, и начало победы над адом и смертью.

Утреню Великой Субботы часто называют службой «погребения плащаницы», хотя в действительности захоронению тела Спаситтеля литургически соответствует вынос плащаницы на вечерние Великой Пятницы. А хождение по плащаницей вокруг храма в Великую Субботу, по замечанию прот. Александра Шмемана, значит победное шествие Иисуса Христа адом и разрушение ада.

Значительную часть утрени занимает пение «непорочных» — 17-й кафизмы, входящий обычно в состав воскресных (в современной практике потеряно), субботних и заупокойных богослужений. Пение «непорочных» чередуется с «похвалами» — небольшими репликами, которые к концу кафизмы становятся все короче. Их тематика постепенно меняется от погребального плача к разрушению ада и ожидания Воскресения. Сразу после кафизмы поются воскресные «тропари по непорочных»: «Ангельский собор удивился …».

Канон Великой Субботы представляет собой произведение трех авторов. К начальному четверописнця св. Космы Маюмский (кон. VII — нач. VIII века) в IX веке до полного канона дописала песни св. Кассия, уже упомянутая выше (см. описание служб Великой Среды), она же написала и ирмосы «Волной морскою». В конце IX — начале Х века тропари Кассия полностью переписал епископ Идрунтський (Отрантський) Марк, автор первых «Марка разделов» в нашем Типиконе. Почему так произошло, до конца неясно. В XII веке Феодор Продром писал, что «мужчины» признали неприличным соединять четверописнець св. Космы с песнями, написанными женщиной. Хотя не исключено, что желание переписать творения кассе возникла из стремления привести канон к единому виду — с тремя тропарями в каждой песне (в кассе их было по два) и акростихом (в кассе отсутствовал).

После канона поется ексапостиларий «Свят Господь Бог наш», а перед большим славословием — воскресный богородичен «Преблагословенная еси, Богородице Дево» (как и в субботу Лазареву). После славословия совершается шествие с плащаницей вокруг храма. В Триоди этот ход обозначен как «вход с Евангелием», и нынешняя процессия представляет собой развитие практики входа. Вход конце утрени был особенностью константинопольского богослужения. Впоследствии Евангелие во время процессии входа стали обращать литургическим вохдуха, а позже воздух приобрел самостоятельной литургической функции как плащаница.

В конце процессии после входа в храм читаются паремии, Апостол и Евангелие. Паремия взята из книги пророка Иезекииля — пророчество о сухие кости, что воскресают по повелению Божию. Апостол из послания к Коринфянам говорит о Христе как о «новой Пасху». Затем поется «Аллилуиа» с воскресными стихами псалма «Да воскреснет Бог». В евангельском чтении говорится о стражу, поставленную у гроба Спасителя на просьбу первосвященников и фарисеев.

Литургия Великой Субботы совершается в сочетании с вечерней. Эта служба полна крещальной тематики. В древности главным в этот день происходило крещение взрослых, которые проходили интенсивную подготовку к этому таинству течение всего Великого поста. Для того, чтобы было достаточно времени совершить крещение (в баптистерии, за пределами собственно храма), на вечерние предстоит читать гораздо большую, чем обычно, количество паремий. Последняя из паремий, 15-а, из книги пророка Даниила, относится уже к чтений литургии, а не вечерние.

Крещению посвященное апостольское чтение из послания к Коринфянам: «Мы все, кто крестился во Христа Иисуса, в смерть его крестились». Этот же отрывок читается и при совершении таинства Крещения. Перед Евангелием вместо обычного «Аллилуиа» поются стихи 81-го псалма «Воскресни, Боже, суди земли …». Во время пения духовенство переоблачаеться из темного наряда в светлое и начинается воскресная тематика. Евангельское чтение Великой Субботы — 28-й раздел Матфея — говорит про пустую гробницу на рассвете первого дня недели и явленння воскресшего Спасителя.

Из других богослужебных особенностей литургии Великой Субботы — крещальня песня «Все те …» вместо Трисвятого, тропарь «Да молчит всякая плоть человеческая» вместо Херувимской песни. После отпуста литургии, которая, согласно уставу, должна закончиться в «два часа ночи» (через 2 часа после захода солнца) совершается благословение хлеба и вина для подкрепления сил молящихся, остаются в храме слушать чтение книги Деяний Апостольских перед пасхальной утреней . Благословляются только хлеб и вино, без обычных елея и пшеницы. Связано это с тем, что на трапезе после литургии Великой Субботы устав разрешает только хлеб, вино и фрукты, и поэтому нет смысла благословлять елей и пшеницу, из которых ранее в монастырях варили для братии кашу.

Последняя служба Великой Субботы — так называемая пасхальная полунощница, во время которой еще раз поется канон Великой Субботы «Волной морскою». Во время пения последней песни канона Плащаница уносится в алтарь и полагается на престоле. Следующее богослужение начнет уже собственно воскресные торжества.