Разбираясь в своем душевном хозяйстве, надо постараться различать основные грехи от производных, симптомы от более глубоко лежащих причин. Например, очень важны – рассеянность на молитве, дремота и невнимание в церкви, отсутствие интереса к чтению Священного Писания; но не происходят ли эти грехи от маловерия и слабой любви к Богу? Нужно отметить в себе своеволие, непослушание, самооправдание, нетерпение упреков, неуступчивость, упрямство, но еще важнее открыть связь их с самолюбием и гордостью. Если мы замечаем в себе стремление к обществу, словоохотливость, смехословие, усиленную заботу о своей наружности, и не только своей, но и своих близких, обстановки дома, то надо внимательно исследовать, не является ли это все формой многообразного тщеславия? Если мы слишком близко принимаем к сердцу житейские неудачи, тяжело переносим разлуку, неутешно скорбим об отшедших, то, кроме силы и глубины наших чувств, не свидетельствует ли все это также о неверии в Промысел Божий?
Есть еще одно вспомогательное средство, ведущее нас к познанию своих грехов – вспоминать, в чем обычно обвиняют нас другие люди, враги наши, а особенно бок о бок с нами живущие, близкие. Почти всегда их обвинения, укоры, нападки имеют основания.
При таком испытании нашего сердца нужно следить за тем, чтобы не впасть в чрезмерную мнительность и мелочность, подозрительность ко всякому движению сердца; ставши на этот путь, можно потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах. В таких случаях надо временно оставить испытание своей души, и молитвой и доброделанием упростить и прояснить свою душу. Дело не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать грехи, а в том, чтобы достигнуть такого состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, становятся ясны наши грехи. Но знать свои грехи, это еще не значит – каяться в них. Сокрушение серца, скорбь о грехах своих есть важнейшее из всего, что мы можем принести на исповедь.
Священник Александр Ельчанинов