Римско-католическая церковь продолжает оказывать покровительство международным спортивным соревнованиям, сообщает Newsru.com. «Чемпионат Европы по футболу 2012 года будет все больше способствовать объединению континента», – с таким заявлением выступил архиепископ Краковский кардинал Станислав Дзивиш в интервью «Радио Ватикана» и итальянской газете «Avvenire». «Прежде всего, этот турнир стирает разделения между Востоком и Западом. Берлинская стена пала, но в глубине сердец разделение существует до сих пор. Конечно, эти игры помогают объединить Европу», – высказал надежду глава краковской епархии.
«Сегодняшняя Польша отличается от Польши в годы марксистской диктатуры, – продолжил он. – Свобода, безусловно, привела к экономическому возрождению, но также и к культурным изменениям. Я думаю, что Польша была к этому готова. Теперь она должна идти вперед, не утрачивая той духовной нити, которая сопровождала польский народ, христианский на протяжении веков. Папа Бенедикт XVI в своем послании к польским епископам пишет, что именно спорт может стать поводом к преодолению индивидуализма и эгоизма нашего времени. Мы надеемся, что чемпионат Европы по футболу пойдет удачно, в подлинном спортивном духе».
При этом кардинал заверил, что сейчас между польским и русским народами проблем не существует. «Россияне – это добрый народ, чувствительный к спорту и культуре», – подчеркнул Краковский архиепископ, бывший личный секретарь папы Римского Иоанна Павла II. «Будем стараться, чтобы христиане поняли, что спорт является чем-то очень важным, в особенности для человеческого развития», – заключил кардинал Дживиш.
Прокомментировать мнение католического иерарха на роль спорта мы попросили известного богослова протоиерея Олега Стеняева.
Я думаю, это очень странное заявление, потому что единство – это, прежде всего образ, икона взаимоотношения лиц Святой Троицы друг с другом. Как говорил Христос «да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе» (Иоан. 17, 21). Переложить на плечи современного спорта эту задачу (если говорить в свете христианского понимания единства), по меньшей мере, есть кощунство.
С другой стороны лучше, когда люди встречаются друг с другом не на поле сражения, а на стадионе. Но современные проблемы с болельщиками во всем мире показывают, что очень часто такие матчи оказываются поводом для разногласий, споров, уличных столкновений и драк.
Польша традиционно относится к России недоброжелательно, помня о тех «обидах», которые Россия исторически причинила ей. Но почему-то Польша никогда не вспоминает о тех «обидах», которые она причинила России. Если в Катыни и были расстреляны поляки, то это около пяти тысяч офицеров, а мы знаем, что во время столкновений России с довоенной Польшей было захвачено в плен около 80 000 красноармейцев, которые были затем уничтожены в лагерях. В Польше почему-то об этом никто не вспоминает. Здесь действуют двойные стандарты, и польский народ тоже должен научиться сознаваться в своих преступлениях и просить прощения, тем более, что у него был яркий пример папы Римского Иоанна Павла II, который приносил покаяние и индейцам Америки, и представителям науки, и многим другим социально-общественным группам, просил прощения за неправильное поведение разных людей Католической церкви в прошлое и в настоящее время.
Польша должна преодолеть свои комплексы и понять, что и поляки причиняли много бед России, особенно на Украине, где происходило уничтожение запорожского казачества, когда вырезали людей целыми станицами, целые области подвергались геноциду со стороны польских оккупантов. Да, мы должны прощать обиды, но при этом решать вопросы, которые остаются открытыми. А вопросы к Польше пока остаются, и их, кажется, пока не собираются решать.