Новосибирское региональное отделение Общества православных врачей России по благословению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона пригласило в Новосибирск члена Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата РПЦ, члена исполнительного комитета Общества православных врачей России, заведующую кафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.Пирогова профессора, д.ф.н. Ирину Силуянову.
Первая встреча профессора с медицинской общественностью Новосибирска прошла 22 мая в Большом Зале мэрии. Встреча была посвящена актуальным этико-правовым вопросам современной медицины. Послушать Ирину Силуянову пришли не только медицинские работники, но и депутаты, а также представители общественных организаций города.
На следующий день в Международном выставочном комплексе «Новосибирск Экспоцентр» состоялось открытие XXIII международной медицинской выставки «МедСиб 2012» и XXV специализированной выставки медицинских учреждений и услуг «Здравоохранение Сибири 2012». Здесь Ирина Силуянова также выступила перед медицинским сообществом.
Встречу в мэрии проводил руководитель местного отделения общества православных врачей к.м.н. Дмитрий Индинок. Он напомнил, что 22 мая Русская Православная Церковь празднует память святого Николая Мирликийского, который является небесным покровителем Новосибирска (в прежние времена – Новониколаевска, названного так в честь святителя Николая Чудотворца – небесного покровителя Государя Николая Александровича). Дмитрий Индинок поздравил всех с праздником, и представил аудитории «замечательного, всеми уважаемого и яркого человека – Ирину Васильевну». «Тема очень актуальная, – предупредил коллег Дмитрий Иванович, – вопросы морали и права во врачебной практике зачастую отходят на второй план, но сейчас у каждого из нас появилась возможность обсудить эту проблему, которая на самом деле является чрезвычайно важной и актуальной».
Ирина Силуянова призналась, что она очень рада этой встрече, на которой хотела бы поделиться с врачами «информацией по значимым этическим вопросам отечественной системы здравоохранения». В частности, она предложила разобрать с этической точки зрения два закона о здравоохранении: нынешнего «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который действует с 1 января 2012 года, и закона «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» 1993 года.
Всем известно, что любой закон обладает серьезной силой, которая влияет на сознание людей и формирует стандарты поведения. Ведь заповеди Божьи – это тоже Законы, которые существуют тысячи лет и остаются незыблемым. Юридические законы, не имеют такой силы, со временем требуют изменений, существенных дополнений. Это связано как с непрекращающимся развитием медицинской науки, так и с происходящими изменениями в самом обществе. То есть все происходит согласно крылатому изречению: «меняются времена, и мы меняемся вместе с ними». К сожалению, мы меняемся далеко не всегда в лучшую сторону. А если наше пошатнувшиеся мировоззрение и, как следствие, морально-нравственное поведение «укрепить» законом, то таким образом в обществе могут сформироваться аморальные принципы и нормы поведения.
Одним из таких серьезных шагов в сторону, противоположную от морали, можно считать легализацию суррогатного материнства. В Основах социальной концепции РПЦ четко говорится, что «”Суррогатное материнство”, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка “заказчикам”, противоестественно и морально недопустимо… Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности». Но нынешнее время диктует свои условия, свои законы. Легализация суррогатного материнства выгодна, прежде всего, фирмам-организаторам, которые будут зарабатывать на этом большие деньги. В обществе потребления все идет на продажу: и честь, и совесть, и… дети. «Отношение матери к своему ребенку – это всепоглощающая жертвенная любовь. Это подлинная нравственная ценность, ее нельзя превращать в суррогат!» – отметила Ирина Силуянова.
Обращают на себя внимание и те изменения, которые коснулись применения репродуктивных технологий. Искусственное оплодотворение разрешается лицам, не состоящим в браке. Сегодня о своем праве на указанную процедуру могут заявлять и одинокие женщины. «Процесс разрушения традиционной семьи может начаться полным ходом, – констатирует профессор Силуянова, – Это особенно опасно в наше время, когда каждая третья семья – неполная». Суррогатное материнство и “новости” репродуктивных технологий создают предпосылки для легализации гомосексуальных семей. «Гомосексуализм поднимает голову в связи с тем, что возникли технологии искусственного оплодотворения, – уверена Ирина Васильевна. – Ранее культура эффективно противостояла гомосексуализму – ведь это биологически тупиковая форма семейных отношений. А теперь все меняется».
В новом законе нет запрета на куплю-продажу человеческих органов. Раньше живым донором мог стать только родственник пациента-реципиента. В новом законе для трансплантации достаточно «информированного добровольного согласия» любого человека.
В законе игнорируется и такое понятие, как «уважение чести и достоинства человека». А должно быть четко прописано, как, к примеру, во французском кодексе здравоохранения. Врач всегда должен помнить не только о своем профессиональном долге, но и о достоинстве пациента, какой бы образ жизни он не вел.
«Недавно мы обсуждали со студентами тему: “Мой пациент – бомж”, – говорит профессор. – Аудитория распалась на два лагеря. Одни говорили, что они не для того учились столько лет, чтобы “помогать бомжам”, другие категорически заявляли, что если те “так рассуждают, то им нужно уходить из профессии”». «Это реальная проблема – проблема справедливости. Она существует, и о ней нужно говорить, ее нужно решать», – уверена профессор.
В то же время профессор Силуянова призналась, что в новом законе есть и положительные моменты. К примеру, если раньше женщина имело законное право на искусственное прерывание беременности, то теперь такое «право» убрали. Не может быть права на уничтожение собственных нерожденных детей. Вместо «имеет право» поставили другую, более мягкую формулировку: «каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве». Было введено также понятие «неделя тишины» – периода с момента обращения женщины к врачу с целью искусственного прерывания беременности до принятия ею окончательного решения. Дело в том, что решение сделать аборт приходит порой спонтанно, после аборта такие женщины начинают остро переживать случившееся. Если за это время с женщиной поговорят психолог, сестра милосердия или священник, то вероятность, что она откажется от детоубийства, в определенной степени повышается.
Важно и то, что теперь врачи могут отказываться от проведения абортов по моральным принципам. Ирина Силуянова рассказала историю доктора, акушера-гинеколога, которая в советское время много лет выполняла такие операции. Но после того как она пришла в Церковь и начала воцерковляться, перед ней открылся весь смысл этого действия. (Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт «худшими, нежели убийцы»). И тогда она нашла для себя выход – стала заведовать отделением. Операции она уже не делала – делали другие. Но подпись свою в договоре на согласие пациента на аборт, она продолжала ставить. А это означала, что она все равно причастна ко греху. И доктор ушла из профессии, прекрасно понимая, что после этого ее будущее в материальном отношении будет очень непростым. «И тем самым она совершила нравственный подвиг», – подчеркнула Ирина Силуянова.
Ирина Силуянова затронула и тему развивающейся медицинской науки. В СССР наука представлялась как главная производительная сила, и все делалось ради нее. Ситуация сейчас мало изменилась. Научные интересы нередко превалируют над моралью и нравственностью. Пример – клеточные технологии, предполагающие использование эмбриональных клеток. Многие российские ученые уверены, что работы в этом направлении необходимо продолжать ради «светлого будущего на земле». В то время как во многих странах манипуляции с эмбрионами человека запрещены».
Положительным моментам нового закона является сохранение запрета на эвтаназию. Больше того, теперь запрет распространяется и на бездействие врача, т.е. на и пассивную эвтаназию. При этом Ирина Силуянова заметила, что нынешний год в этом отношении юбилейный для Голландии – вот уже десять лет, как в этой стране разрешена эвтаназия – врачам разрешено умерщвлять тяжелобольных людей! В настоящее время формируется тенденция на право здоровых голландцев «легко» умереть под присмотром опытного доктора.
Завершая свое выступление в мэрии Новосибирска, Ирина Силуянова напомнила, что в США существует профессиональная медицинская ассоциация, в Кодексе которой записано, что если юридический закон противоречит нормам морали, то врач обязан бороться за изменение юридического закона, выстраивая его в соответствии с моральными нормами». Нельзя не считаться и с позицией президента Владимира Путина, сказанные им еще в 2006 году: «Закон не может быть не моральным; закон всегда морален, иначе это плохой закон». «Цель моего приезда к вам – не только познакомиться, но и начать совместную работу, направленную на то, чтобы в нашей стране сохранялись нравственные ценности»- заключила Ирина Силуянова.
Дмитрий Кокоулин, журналист (Новосибирск)