Председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда считает, что «проблема утраты нравственных ориентиров все больше осознается всем российским обществом», но вместе с тем данная тематика крайне слабо представлена в СМИ. «Вопросов нравственности в медийной повестке дня просто нет. И это чрезвычайно заботит Церковь», — заявил представитель Московского Патриархата на встрече с журналистами в Новосибирске, сообщает Regions.ru.
«В СМИ много говорят об экономике, о политике, о разных общественных явлениях. Но вместе с тем либо им не дается нравственной оценки, либо это оценка извращенная», — пояснил председатель Синодального информационного отдела.
По мнению В.Легойды, проблема заключается в том, что «в российском обществе нет консенсуса по базовым ценностям, в том, что для нормального, нравственного человека должно быть аксиомой».
Прокомментировать позицию Владимира Легойды издание попросило православных священнослужителей.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, отметил, что В.Легойда «указал на проблему, которая, безусловно, является актуальной и для России, и для всего мирового сообщества на данном этапе цивилизационного развития – а именно размывание тех базисных нравственных ценностей, на которых христианская цивилизация и воспитанные ею народы и государства стояли, по крайней мере, на протяжении последних полутора тысячелетий». «Указав на это, он вполне справедливо предложил путь, известный в риторике как “нахождение общих мест”, т. е. тех базовых понятий, о которых все же можно согласиться, которые без дополнительных доказательств принимаются людьми на уровне что такое хорошо и что такое плохо. И хотя таких общепризнаваемых “хорошо” и “плохо” становится все меньше и меньше, все же что-то остается. Я уверен, что для большинства людей это отношение к родителям и детям как к ценности человеческого существования; это отношение к Родине как к тому, что является для нас не просто местом жительства, но и превышает наши личные приоритеты; это уважительное и доброжелательное отношение к людям», – считает священник.
«Я думаю, что такой набор базовых ценностей – вещь совершенно реальная. Смиренно признав, что даже, скажем, религиозные ценности не являются для абсолютного большинства общества реально мотивирующими, нужно все же начинать договариваться на этом хотя бы и очень небольшом, но всеми признаваемым фундаменте и на нем строить здание общественного нравственного согласия. Учитывая, что современное общество имеет информационный характер, и общественное мировоззрение в значительной мере формируется средствами массовой информации – электронными, печатными и интернетом, – государство не имеет права оставить эту область без своего деятельного попечения (говорю не о введении цензуры, но о наличии последовательной политики по сохранению хотя бы этих минимальных базовых ценностей)», – заключил пастырь.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской согласен с тем, что «это действительно острая и злободневная проблема, которая, к сожалению, в нашем медийном пространстве решается совершенно неправильно». «Речь идет даже не о том, что в нем преобладает обсуждение тем политических и экономических, но о том, что как норму выставляют то, что с нравственной точки зрения является просто недопустимым, – пояснил свою мысль священник. – На читателя и зрителя обрушивается не только сплошной негатив, но и масса сознательно искаженной информации».
«Поэтому перед журналистским сообществом стоит очень серьезная задача прекратить погоню за сенсационными событиями и жареными фактами, а вести со своими соотечественниками разговор хорошо продуманный, содержательный, правдивый, искренний, не превозносясь над собеседником, но осознавая, что журналист должен служить своему народу честно, правдиво, бескорыстно, а подчас и самоотверженно», – заключил отец Александр.
Протоиерей Артемий Скрипкин, руководитель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Петра и Павла при РГПУ им. А.И.Герцена полагает, что нравственность в современном обществе есть, «но она языческая – культ денег и силы представлен очень ярко». «Слово “нравственность” происходит от слова “нрав”, то есть обычай. И нравственность – это система обычаев того или иного народа, что к христианской теме не имеет напрямую никакого отношения. Церковь, прежде всего, должна проповедовать христианскую нравственность, Православие. А что Православие не представлено в медиапространстве, – тут Легойда не открыл Америку», – сказал он.
«Разумеется, на эти темы нужно говорить, но под каким углом, не очень понятно. Если мы начнем говорить о христианской нравственности, то нам ответят, что у нас не религиозное общество и религия отделена от государства. А если говорить о нравственности вообще, то это будет бессмысленный разговор, – считает священник. – Мы живем по определенным понятиям, что выстраивается даже в такую государственную парадигму: нужно давать взятки, и общество признает, что без этого не обойтись, разрешение на аборты – да, так происходит и никуда от этого не деться. А если начнешь свидетельствовать, что это грех, тебя начинают обличать – не лезьте к нам со своим грехом. Здесь Церкви надо более четко формулировать свою позицию и понимать, что людям надо нести не просто какое-то гуманистическое учение, а конкретное учение о человеке, которое заповедовано нам Евангелием и святыми отцами. К сожалению, для этого очень мало возможностей. Разве общество согласится дать Церкви время на телевидении в прайм-тайм?»
«А нравственность в СМИ каждый понимает по-своему, это болото мы и так видим бесконечно и скатываемся все дальше. Обществу надо определиться с приоритетами, и эти нравственные приоритеты могут быть только религиозными. Великие философы об этом немало написали», – заключил отец Артемий.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине в свою очередь отметил, что «общество у нас чрезвычайно разнополярное», и «в нем присутствуют разные, порой диаметрально противоположные представления о нравственности». «Конечно же, СМИ должны придерживаться какой-то общей нравственной позиции. Ведь есть все-таки Десять заповедей. Первые четыре заповеди, правда, не имеют смысла для атеистов, но остальные шесть могут образовывать общее нравственное основание и для атеистов, и для верующих разных конфессий. Наверное, на них и надо строить всю нашу жизнь. Это и есть та почва для достижения консенсуса в обществе. Об этом и надо говорить в СМИ. Но телевидение наше предпочитает показывать непристойности и сцены насилия», – сказал он.
Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, отметил, что «нравственность – это фундамент, на котором строится жизнь любого общества». «Утратив нравственные ценности, общество погибает. Безнравственный человек – это уже не человек», – подчеркнул священник. «Насаждавшееся в советское время мировоззрение, утверждавшее, что Бога нет, а значит все позволено, и что нравственность это что-то абстрактное и философское, до сих пор лежит в основании нашего общества. Им руководствуется большинство наших СМИ. И в “желтой” прессе это уже “нравственность” со знаком минус. Понятно, какие “нравственные” оценки там выдаются. Дефицит нравственности – одна из важнейших проблем современной жизни. В общественном сознании, особенно у молодежи, элементарные понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо, совершенно размыты. Отсюда – ощущение вседозволенности. Более того, происходит навязывание извращенного представления о нравственной норме. В основном это идет через фильмы. Не скажу, что хороших фильмов с правильными нравственными ориентирами уже не снимают. Но в большинстве нравственная шкала смещается до того, что отрицательное подается уже как положительное», – сказал он.
«Пока не будет восстановлен нравственный потенциал в общества, что любой человек в ответе перед Богом, перед своей совестью, перед обществом, будут совершаться и безнравственные поступки. И что от них удержит? Милиция что ли? Да она сама уже стала образцом безнравственности. Вопрос нравственности – это сейчас самый важный вопрос нашей жизни. Нравственная оценка различных явлений нашей жизни должна прозвучать и с парламентской трибуны, и в прессе. Журналисты, формирующие общественное мнение, в первую очередь должны вспомнить о совести», – заключил отец Сергий.
Главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподователь Ставропольской духовной семинарии, клирик храма целителя Пантелеимона в Ставрополе священник Антоний Скрынников, «как человек, проработавший не один год в крупных печатных изданиях», подтвердил, что «к сожалению, проблема нравственности совершенно не интересуют СМИ. О нравственности могут вспомнить накануне Пасхи или Рождества, а весь остальной год писать об убийствах, изнасилованиях, разбоях». «Я как-то разговаривал с редактором одной очень известной в стране газеты, который рассуждал на тему читательского интереса. Его мысль была такой, что мы будем писать о том, что интересно читателю. И если читателю интересна пошлость, то мы должны удовлетворить его интерес. Это очень опасный подход. Ведь как у читателей может сформироваться вкус к качественной журналистике, к нравственным темам, если их практически нет? У нас есть по-настоящему профессиональные журналисты, но весь свой талант они растрачивают на обслуживание примитивных запросов общества», – сказал он.
Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область), считает, что в СМИ необходимо говорить о традиционности нашей культуры, о том, что веками объединяло наш народ. «У меня есть подозрения, – сказал он, – что СМИ специально умалчивают о нравственных проблемах в обществе. А ведь ситуация такая: если мы не будем знать, что собой должен представлять идеальный гражданин России, то как его тогда воспитывать? Школа сегодня дает абсолютно любые знания, но не те, которые касаются морали и нравственности. Процитирую одного педагога: “Юноша – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь”».
«Что касается работы журналистов, тут мне близка мысль многих психологов: идти надо от традиций культуры, потому что попытка навязать народу новую систему нравственности и ценностей всегда оборачивается большими проблемами в душах людей. Поэтому тот стержень, который веками держал и объединял наш народ, должен всегда сохраняться. И важно говорить о нравственности именно в контексте нашей традиционности, а свои идеалы надо сравнивать с теми, которые давно сформированы. Все равно эти новые ценности общество не воспринимает, отсюда конфликты между поколениями и отсутствие морали в обществе», – заключил отец Илия.