Последователи Порфирия Иванова

Другие названия: Ивановство.

Характеристика: культ имеет неоязыческую ориентацию, причем некоторые бывшие адепты указывают на возможное смыкание культа с сатанизмом. Кроме определенного числа интересующихся оздоровительным аспектом учения, отмечается наличие так называемого внутреннего круга последователей П.Иванова, где практикуется различного рода оккультизм.

Связи: Последователи П.Иванова присутствовали на второй конференции осенью 1994 г., прошедшей в Москве под эгидой “Знамя мира”, где собрались также представители Всемирного Белого Братства (айванховцы), виссарионовцы (в том числе глава секты Сергей Тороп – “Виссарион”), представители МОСК, рериховцы.

История культа: основатель – Порфирий Корнеевич Иванов, родился в 1898 г. В конце 20-х годов стал ощущать какую-то связь с природой, стал слышать внутри себя голоса, призывающие его к единению с природой. Затем, 25.4.1933 г. на Чувилкином бугре на него нашло некое “просветление”, которое, по словам его последователей, было вызвано тем, что в него вселился Дух Святой (третья ипостась христианской святой Троицы), и он явился основателем новой религии, религии второго пришествия бога на землю (для христиан – нового Христа, для мусульман – махди, для буддистов – Майтрейи). После данного “просветления” Порфирий приобрел особые свойства, претерпевал любой мороз и стужу, зимой и летом ходил всегда голый (в одних трусах), мог долго находиться под водой и даже исцелять некоторые болезни. Жил и учил на хуторе Верхний Кондрючий (Ворошиловградская обл.). Умер в 1983 г.

Доктрина: учение П.Иванова – это не безобидное учение о здоровом образе жизни, как это представляют его адепты, а еретическая религиозная доктрина, где нет места Христу, это место занято Ивановым, который почитается адептами как харизматическая личность. Сам Иванов, не раз показывая своим ученикам на изображение распятого Христа, недвусмысленно намекал о распятии “брата своего”. Несмотря на такое “родство”, Иванов в церковь не ходил, Богу не молился, креста боялся, своим последователям объявлял, что в Церкви все ложно. В Великий пост он угощал заходивших к нему христиан мясом, поститься же своих учеников заставлял именно в те дни, которые являются христианскими праздниками, во время которых пост по церковному установлению не положен. В кругу ивановцев имеет хождение своего рода “евангелия об Иванове”, в котором однозначно утверждается что Иванов – новый мессия, принесший людям новую “живую” веру. Имеется даже свой вариант “нагорной проповеди”.

Учение отрицает бессмертие человеческой души. Вместо этого ставится цель достижения земного долголетия за счет принятия ивановского образа жизни. Доходит до того, что некоторые ивановцы питаются только раз в неделю и истязают себя другими аскетическим “подвигами”. В словах Иванова: “Здесь живете – остальное сон, мы живем в природе один раз, а потом умираем на веки веков. Мы не знаем, что будет после нашей смерти, поэтому все дела свои мы делаем здесь и сейчас в нашей земной жизни” (Современные секты в России. – СПб, 1994.) очень хорошо просматривается аналогия с подобными же утверждениями Асахары (Аум Синрике).

После смерти П.Иванова (очень мучительной и тяжелой) всех желающих зазывали на хутор Верхний Кондрючий к “жене господа животворящего П.К.Иванова” для принятия от нее “крещения” в Ивановскую веру.

Из культовой литературы секты наиболее широко распространена “Детка” – свод 10 заповедей Иванова для последователей учения.