О подводных камнях современной благотворительности

В новогодние и рождественские дни часто проходят благотворительные акции, концерты и другие подобные мероприятия. Эта многовековая христианская традиция несет возвышенный нравственный императив и придает глубокий смысл человеческому существованию. 

Впрочем, любой искренне верующий православный христианин знает, что проявление милосердия к нуждающимся должно быть не только разовым делом, приуроченным к определенным праздничным датам, но и постоянным принципом ежедневной жизни. При этом приносимые дары имеют одухотворяющее значение не только для тех, кому они предназначены, но и для самих благотворителей. Святой апостол Павел заметил по этому поводу: «Во всем показал я вам, что так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса; ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать» (Деяния, Гл. 20).

Из российской истории широко известны купеческие династии благотворителей Рябушинских, Морозовых, Коноваловых, Красильщиковых и других, которые при всем своем богатстве никогда не оставались безучастными к бедам простого народа и тратили огромные средства на создание бесплатных лечебниц, приютов, богаделен. Активной попечительской деятельность занимались члены императорской семьи. Естественно, что основным вдохновителем благих дел на протяжении истории была Православная Церковь. Дома трудолюбия праведного Иоанна Кронштадтского в XIX веке стали революционной для своего времени социальной технологией в борьбе с нищетой и безработицей.

В наше время традиции добрых дел продолжаются. Однако у нынешних благотворительных мероприятий наблюдается и иная сторона. Многие не задумываются, что вручаемые от всей души подарки не всегда приносят пользу и в некоторых случаях могут стать источником серьезного духовного соблазна. Попробуем кратко проанализировать разные виды помощи с христианской точки зрения.

 

1. Аудиовизуальная и компьютерная техника

 

Мы часто слышим по новостным каналам, что тот или иной меценат подарил образовательному (воспитательному) учреждению телевизионную или компьютерную аппаратуру, оснастил подключение к сети интернет. Вроде бы вполне достойные поступки.

Часто ли при этом говорится о содержании программ, которые будут предоставляться для просмотра? Упоминаются ли при этом фильтры «родительского контроля» для подключенных к сетям компьютеров? Достаточно ли нравственны и квалифицированы те, кто будет отвечать за выбор продукции для детей? Какие воспитательные ценности могут быть предложены с экранов современных телевизоров?

На эти вопросы не всегда даются адекватные ответы.

Ни для кого не секрет, что поступающие в наше время с запада аудиовизуальные продукты, компьютерные программы и игры в явном или скрытом виде переполнены безнравственным и мрачным контентом, содержат вредоносные для неустоявшейся детской психики символы и изображения. Закладываемые в подсознание сомнительные картинки могут самым печальным образом сказаться на развитии личности подростка и привести к непредсказуемым трагическим последствиям.

 

2. Книги

 

Ассортимент продукции книжных магазинов в наше время характеризуется большим выбором и разнообразием. К сожалению, значительная часть предлагаемых книг представляет собой низкопробное чтиво для т.н. «массового читателя». А в некоторые отделы  детской и подростковой литературы слабонервному читателю бывает даже страшно заходить.

Под видом детских сказок, фантастики, фэнтези подрастающему поколению навязываются разного рода оккультные и нехристианские учения с весьма темной образной стилистикой. И вот такая пагубная макулатура беспрепятственно поступает в детско-юношеские библиотеки, и зачастую даже в виде благотворительной помощи.

 

3. Одежда

 

Казалось бы, в данном случае не может быть особых преткновений, но и здесь наблюдаются вопиющие проблемы. Прилавки магазинов в постсоветских странах забиты текстильным ширпотребом и западным сэкон-хэндом, значительная часть которого имеет такую символику и надписи, которые у верующих людей могут вызвать лишь негодование. Наивным покупателям зачастую подсовываются вещи, содержащие замаскированную антирелигиозную пропаганду или прямое глумление над символическими архетипами христианской религии. Приобретя яркое тряпье в красивой упаковке, многие, сами того не понимая, становятся «ходячей рекламой» агрессивного варварства западной моды.

Бывает, что такого рода одежда часто попадает в виде благотворительной помощи к малоимущим и нуждающимся гражданам. Едва ли можно назвать подобную помощь богоугодной.

 

Выводы

 Хорошо бы, если перед тем, как сделать подарок бедным людям, больным детям, сиротам, узникам тюрем, инвалидам или старикам, каждый подумал, не станет ли это благое дело поводом к соблазну и растлению визуальными пороками современной массовой культуры. И не превратится ли сделанное добро в свою противоположность.

Дела милосердия являются непременным долгом каждого православного христианина. Господь наш Иисус Христос заповедал в святом Евангелии: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (От Матфея, Гл. 5). Вместе с тем Спаситель недвусмысленно предупреждал, что «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (От Матфея, Гл. 18). В наше противоречивое время тотального наступления западного глобализма и псевдолиберального «постмодернизма» не стоит забывать о чувстве моральной ответственности перед теми, кто испытывает нужду или попал в трудную ситуацию.