«Это не появление традиции, а остаток старой, советской. Я 11 лет был настоятелем Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве, и могу сказать, что во всех благоустроенных московских приходах настоятели старались, чтобы исповедь совершалась с вечера. Когда я приехал в Саратов, увидел, что там исповедь – только на Литургии. И вот 8,5 лет борюсь, в том числе, и с этой практикой. По крайней мере, в городе ее почти удалось перебороть», – заявил в интервью митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, отвечая на вопрос корреспондента, с чем связана традиция проведения исповеди на Литургии, сообщает портал «Православие и соверменность».
По его словам, «здесь надо понять простую вещь: есть много людей, которые хотят причаститься, но они могут приехать на службу только с утра». «Скажем, в селе, в райцентре – на Всенощную придет 20 человек, а на Литургию в праздничный день – 100 человек, потому что жители из соседних сел, где храма нет, не могут приехать дважды. Хотим мы того или не хотим, но нам все равно приходится «подстраиваться» под ту ситуацию, в которой сегодня живут люди», – продолжил владыка.
Это, как заметил архиерей, кстати, из той же серии упреков, когда нам начинают говорить: «Вот какое безобразие у нас в Русской Церкви: утреню служат с вечера, вместо того, чтобы служить по Уставу», – и так далее. «Но это великое благо, что у нас с вечера совершается целое последование, состоящее из 9-го часа, вечерни, утрени и 1-го часа. В других Поместных Церквах, где формальная буква Устава соблюдается, вечерня, равно как и утреня, служится в пустом храме, потому, что занимает по времени от силы полчаса. В наших условиях кто поедет на получасовую службу?» – вопрошает владыка Лонгин.
«Мы не имеем права полностью подчинять церковную жизнь правилам сегодняшнего мира, но в тоже время должны учитывать те обстоятельства, в которых живут наши прихожане», – подчеркнул он.