Этот достаточно простой вопрос, ответ на который известен с самого начала христианства (почему я и не ставлю знак вопроса в заглавии этой статьи), в наше время усилиями ряда богословов, мнящихся православными, весьма запутан. Так некоторые из них считают, что Господь наш Иисус Христос в течение Своей земной жизни, так сказать, постепенно искупал, спасал род человеческий, совершая подвиг борьбы с диаволом и восстанавливая наше падшее естество. Многие считают, что окончательно искупление произошло в момент Воскресения Христова. Однако есть и такое экзотическое мнение, что оно совершилось при Рождестве Христовом.
Между тем, Священное Писание свидетельствует о времени Искупления иначе. И действительно, Сам Господь говорит о св. Иоанне Предтече: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф.11,11). Но куда идет по мученической смерти душа этого величайшего святого? Как и души всех ветхозаветных праведников, идет в ад, на лоно Авраамово, чтобы и там проповедовать о Христе; о чем мы и воспеваем в тропаре Крестителю: «Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога». Почему же душа большего в добродетели из всех рожденных женами идет в ад? Очевидно, по той причине, что Искупление еще не было содеяно, поэтому врата рая еще не были отверсты и для святых. И заметим, это (т.е. мученическая кончина св. Иоанна Предтечи, после которой душа его пошла в ад, на лоно Авраамово) было уже после того, как Спаситель родился; после того, как Он уже победил сатану в пустыне (ср.: Мф.4,1-11) и начал Свое проповедническое служение, сопровождаемое многими чудесами. Как и Он Сам говорит посланцам Иоанновым: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Мф.11,4-5). Но, несмотря на все это, Искупление еще не совершено, поэтому души и великих праведников еще идут в ад.
Но вот Господь предан Иудой, распят на Кресте посреди двою разбойников, один из которых, впрочем, оказался благоразумным, укорив своего неразумного товарища и сказав: «Мы убо в правду, достойная бо по делом наю восприемлева: сей же ни единаго зла сотвори. И глаголаше Иисусови: помяни мя Господи, егда приидеши во царствии си. И рече ему Иисус: аминь глаголю тебе, ДНЕСЬ со мною будеши в раи» (Лк.23,41-43). «Днесь» – это значит сегодня; т.е. в Страстной пяток, когда был распят Господь и с ним разбойники, один из которых (благоразумный) по неложному слову Спасителя входит в рай в пятницу, прежде всех ветхозаветных праведников, которые вошли туда лишь в воскресенье, в Воскресенье Христово. Отчего же так? Неужто разбойник по своим добродетелям был выше этих праведников, в том числе и св.Иоанна Предтечи? Очевидно, нет, но это было знамением совершенного на Кресте Искупления. Ибо как до этого все праведники шли в ад, так теперь врата рая открыты и для самых отчаянных грешников, знамением чего Спасителю угодно было явить благоразумного разбойника, вошедшего в рай первым по Искуплении.
Это значит, что Искупление рода человеческого было совершено Крестной смертью Спасителя – это и есть та бесценная Крестная Жертва, которой мы все искуплены и которой спасаемся. О чем и Сам Господь сказал: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в онь, не погибнет: но имать живот вечный» (Ин.3,16).
До того, как появились разные современные теории на счет Искупления, Православная Церковь именно так неуклонно веровала, чему есть множество примеров. Приведу лишь один из жития преподобномученика Евстратия Печерского, память которого (10 апреля по н.ст.) как раз в эти дни Страстной седмицы. Как говорится об этом святом в его житии: «Он явился подражателем Самого избранного Воеводы своего – Иисуса Христа и, приняв то же страдание от тех же людей и в то же время, мог бы воистину похвалиться, сказав: “Аз язвы Господа Иисуса на теле моем ношу” (Гал.6,17)» . Так вот, когда иудеи, распяв его, угрожали ему клятвой законной, святой Евстратий отвечал им так: «Не боюсь я клятвы, ибо “пасха наша за ны пожрен бысть Христос” (1 Кор.5,7), Который уничтожил положенное на нас за преступление закона проклятие и даровал нам жизнь вечную древом крестным, на котором был пригвожден, будучи жизнию всех, как пророчествовал о том и Моисей: «И будет живот той висящ пред очима твоима» (Втор.28,66)».
Такова вера Православной Церкви, которую дай Бог и нам, грешным, сохранить! И дай Бог достойно совершить воспоминание сего в эти дни Страстной седмицы!
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии