Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня

Виктор Корн о сакральной связи поворотных дней в судьбе Царской Семьи с православным праздником …

Деятели февральской смуты и стоящие за ними её подлинные организаторы, претворяющие в жизнь свои планы по убийству Царской Семьи, при назначении дней основных событий – памятных вех Её пути на Голгофу, руководствовались своими, вытекающими из таинств масонских и прочих лож, соображениями. Но обстоятельства, не зависящие от их воли, вносили свои коррективы и эти дни, отмечаемые нами сейчас как поворотные в судьбе Царской Семьи, указывают нам на их сакральную связь с памятными днями в русской истории и в её главной, неотъемлемой составляющей – Православии. В воскресенье 30-го июля/12 августа Государь Николай II в своем дневнике записал: «Сегодня дорогому Алексею минуло 13 лет. Да даст ему Господь здоровье, терпение, крепость духа и тела в нынешние времена! Ходили к обедне, а после завтрака к молебну, к которому принесли икону Знаменской Божьей Матери. Как-то особенно тепло было молиться ее святому лику вместе со всеми нашими людьми. Ее принесли и унесли через сад стрелки 3-го полка».

С «нашими людьми» – со стрелками, скрытно, от глаз начальства, принесшими к молебну икону!

Понедельник 31 июля (13 августа был назначен днем отъезда Царской Семьи в Тобольск, именно в этот день «Неожиданно приехал Керенский и объявил, что Миша скоро явится». Так, промыслом Господним, в этот день предполагаемого отъезда Царской Семьи, совпавшим с предпразднством Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, в последний день перед Вечностью, увиделись венценосные братья. В ночь на 1/14 августа «Извод получился колоссальный!», как названо в дневнике Государя томительное ожидание отъезда, которое случилось уже на восходе солнца: «Покинули Ц[арское] С[ело] в 6.10 утра».

В тот день вторника 1 августа 1917 года, как и теперь, во вторник 14 августа 2012 года*, было начало Успенского поста – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Этот праздник издревле утвердился в Константинополе, когда в день 31 июля, по существовавшему там обычаю, часть Животворящего Древа Креста, на котором был распят Иисус Христос, хранившаяся в церкви во дворце византийских императоров, износилась в храм Святой Софии, где совершалось освящение воды.

В русской истории празднество Происхождение Изнесение Честных Древ связано также с днем Крещения Руси в 988 году, известие о котором сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».

День Изнесения (выноса) Честных Древ 1 августа памятен и в судьбе Святого Благоверного Великого князя, а по существу некоронованного первого русского Царя, Андрея Боголюбского, в день памяти которого был убит последний русский Царь – Николай II. Некоторые обстоятельства злодеяния – убийства Великого князя, совершенного 4/17 июля 1174 года, имеют сходство с убийством Царской Семьи 4/17 июля 1918 года. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, также отмечаемое в день 1 августа, было установлено по случаю победы в 1164 году войска Великого князя Андрея Боголюбского в сражении с волжскими булгарами.

По преданию, в тот же день греческий император Мануил одержал победу над сарацинами. Проявившиеся во время сражения чудеса в виде огромных огненных лучей, исходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и святого Креста покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих победах, с обоюдного согласия Великого князя Андрея и императора Мануила был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, чудесно совпавший с празднеством Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня.

В это празднество Честное Древо Креста износили на дороги и улицы, для освящения мест и в отвращение болезней, на протяжении двух недель, до Успения Пресвятой Богородицы совершая по всему Константинополю-Царьграду литии – усердные молитвы, после чего предлагали святой Крест народу для поклонения.

По дороге в Тобольск 5/18 августа, в предпразднство Святого Преображения Господня, «перед обедом проходили мимо села Покровского – родина Григория…», – запись в дневнике Государя.

В Тобольск Царская Семья прибыла в воскресенье 13/26 августа, через две недели после того, последнего спокойного дня в Царском Селе 30 июля, когда «дорогому Алексею минуло 13 лет». Об этом, в этот день, Государем в дневнике сделана запись: «В 10 ½ я с детьми сошел с комендантом и офицерами на берег и пошел к нашему новому жилищу…». Во вторник 15 августа 1917 года, в Успение Пресвятой Богородицы, Государь с сожалением отметил: «Так как нас не выпускают на улицу и попасть в церковь мы не можем, в 11 час. в зале была отслужена обедница…»

Это богослужение в Доме тобольского губернатора, не к предстоящему ли приему Царской Семьи переименованном в «Дом Свободы», было совершенно по просьбе его узников, в отличие от другой, печальной памяти обедницы, заказанной в Екатеринбурге, в Доме Особого Назначения, в воскресенье 14 июля 1918 года, его комендантом – будущим цареубийцей.

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня 1 августа 1917 года началось в день изнесения Царской Семьи из Её царской сокровищницы – места рождения Государя и Его Детей. Закончился же первый этап на пути к Царской Голгофе на Успение Пресвятой Богородицы, которое, как и Воскресение Христово, символизирует попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века.

Памятной вехой этого этапа стал не столько календарный день, когда Государь «с детьми сошел … на берег» в Тобольске, как тот день на Успение Богоматери, когда к «новому жилищу» пришел священник для совершения литургии – символа попрания смерти. Так это Успение свершилось и с Царской Семьей, во спасение России и народа, подготавливаемого всем ходом развития его истории к неизбежному покаянию.

Примечание:
* В 2012 г., в 95-ю годовщину февральского переворота, дни недели совпадают с днями 1917 г.

Виктор Корн, публицист, Одесса