«Это один из лучших русских фильмов последних лет»

30 июня 2012 года в Москве завершил свою работу 34-й Московский международный кинофестиваль, открывшийся 21 июня. Среди отечественных кинолент, представленных в этом году на фестивале, был фильм «Орда» (режиссер – Андрей Прошкин, генеральный продюсер – Сергей Кравец), созданный кино-телекомпанией «Православная Энциклопедия». Жюри кинофестиваля присудило фильму «Орда» две премии: «за лучшую режиссерскую работу» (Андрей Прошкин) и «за лучшую женскую роль» (Роза Хайруллина – за исполнение роли ханши Тайдуллы).

Фильм «Орда», повествующий о событиях русской истории 2-й половины XIV в. и подвиге святителя Алексия, митрополита Киевского и всея Руси, стал единственным российским фильмом, удостоенным призов кинофестиваля в этом году. Режиссер фильма – Андрей Прошкин, автор сценария – Юрий Арабов. В главных ролях – Максим Суханов, Роза Хайруллина, Андрей Панин, Иннокентий Дакаяров и др. В основе сюжета – эпизод из жития святителя Алексия, митрополита Московского: в 1357 году митрополит Алексий исцелил ханшу Тайдулу – мать хана Золотой Орды Джанибека.

20 сентября 2012 года фильм вышел в российский прокат.

Своим мнением о фильме «Орда» делится в интервью «Русской народной линии» директор издательства Сретенского монастыря, кандидат филологических наук иеромонах Симеон (Томачинский):

На мой взгляд, это один из лучших русских фильмов последних лет, потому что в нем показана цена святости, то, что стоит за скупыми строчками о том, что святитель Алексий прибыл в Орду и исцелил там жену хана. За этим стоит огромный жертвенный подвиг – «положить душу свою за други своя». Показать это в кинематографическом материале, показать адекватно, интересно и современно – это задача, которая представляется крайне сложной, и, на мой взгляд, она вполне удалась создателям картины. Образ святителя впечатляет своим масштабом и в то же время своей человечностью. Порой в Житиях мы видим некий «очищенный» образ, почти сусальный, без человеческих слабостей и неизбежных сомнений, в этой же кинокартине предстает живой человек, с болью, переживаниями и страданием. Нечто похожее мы видели в фильмах «Андрей Рублев» или «Остров», а здесь это Первосвятитель земли Русской, несущий свой крест. Авторам фильма удалось показать, что стоит за этим крестоношением.

Что касается исторической адекватности фильма, то серьезных отступлений от исторической правды я там не вижу. В целом картина – вполне корректная реконструкция исторических событий. Конечно, есть некоторые художественные моменты, которые могут смущать историков, но мы знаем, что история пишется людьми и есть разные интерпретации, к тому же многие детали попросту неизвестны. Поэтому в фильме вполне допустимы какие-то авторские трактовки, это же художественное произведение.

К слабым сторонам фильма можно отнести некоторые психологические моменты, мотивировку действий героев. Например, убийство хана братом, публичное, прилюдное, мне кажется недостаточно обоснованным и художественно оправданным. На мой взгляд, надо было бы психологически объяснить, почему все окружающие воспринимают это с таким спокойствием, как само собой разумеющееся действие. Тем не менее, в этом фильме масса других художественных сильных сторон. Сама метафора: Русь с её порой татарскими нравами, с её жаждой зрелищ, готовностью примкнуть к победителю, явлениями, которые напоминают о пословице «Grattez le Russe et trouvez le Tartare» («потри русского и найдешь татарина»). В целом, я думаю, что каждый зритель найдет в этом фильме для себя почву для размышлений о цене человеческой жизни, о том, что такое подвиг, жертва и любовь. Это поможет ему для понимания исторического процесса того, что происходило на Руси, что происходило в Церкви, как формировалась наша история и русское самосознание.

Авторы смогли рассказать о святом художественно убедительно, так что его переживания понятны и человеку, далекому от Церкви. Конечно, фильм может кому-то не понравиться, но равнодушным он точно никого не оставит.

Русская народная линия