Чувашия в 2012 году планирует выпустить в обращение 30 тыс. социальных карт, – своего рода «пробный вариант» Универсальной электронной карты гражданина (УЭК). С 2009 года в обращении жителей республики уже находятся около 3 тыс. карт. В связи с этим, как сообщалось, в Чебоксарах прошел пикет православных граждан против введения УЭК. Около 230 верующих с плакатами «Нет – электронному концлагерю», «УЭК – обман народа!», «УЭК – печать зверя!» перегородили Президентский бульвар, где расположено здание правительства республики. Как сообщил заведующий канцелярией Чебоксарско-Чувашской епархии РПЦ протоиерей Сергий Пушков, противники закона опасаются, что окажутся лишены ряда социальных благ в случае отказа от принятия УЭК. «Проблема в том, что у нас все добровольно-принудительно, и люди опасаются за свою будущую безопасность: в том, что их не примут на работу, не дадут осуществлять предпринимательскую деятельность, не позволят выезжать за границу или же оплачивать какие-то коммунальные услуги. В этом главная проблема – дискриминация», – сказал отец Сергий.
В связи с этим корреспондент издания Regions.ru обратился к известным православным священнослужителям с вопросами, видят ли они опасность во введении универсального электронного документа и должны ли по этому вопросу высказаться религиозные организации.
Протоиерей Илия Шапиро, сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, напомнил, что на последнем Межсоборном присутствии ставился вопрос по поводу новых электронных документов. «Уже готов проект постановления, в нем все мнения учтены», – сказал он. «Об опасностях говорилось с самых высоких церковных трибун. Они слишком очевидны. Кто-то связывает с этим начало гонений на христиан. Такие гонения имеют место, но в тех странах, где христиане все-таки составляют, я бы сказал, решительное меньшинство. Такие опасения переносятся и на Россию», – заметил он.
«Конечно, Россия занимает особое место в мире. Она не принадлежит ни Востоку, ни Западу и идет своим путем. Это многих раздражает – и дальних, и ближних соседей. Так что здесь уместно будет вспомнить высказывание Александра III о друзьях России. Конечно, все эти опасения небезосновательны, если брать в самом широком смысле. У нас это, конечно, имеет совершенно конкретный российский привкус. Электронный контроль – явление вообще, конечно, нехорошее, но особенно для России», – заключил отец Илия.
Протоиерей Димитрий Арзуманов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине, отметил, что внедрение УЭК – «это еще один шаг к тотальной несвободе, еще один шаг к печати антихриста». «Мы все становимся заложниками. Все данные о нас, все наши возможности, все наши социальные свободы, все социальные гарантии и права – все может оказаться под контролем кого угодно. На самом деле эта информация будет доступна всем. Сейчас на каждом углу продаются базы данных на какие угодно структуры и группы лиц. Уже сейчас информация о любом телефонном звонке может быть доступна как бандитам, так и органам. У нас все продается, все доступно, все открыто. Поэтому единый документ и станет шагом к несвободе, к добровольному преданию себя в руки неизвестно кого, кто будет манипулировать личной информацией. Это все очень опасно, нехорошо, да и просто скверно», – выразил свое мнение священник.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, считает, что тотальный контроль над личностью вместе с концентрацией власти во все более узком кругу лиц – «понятно, к чему это может привести». «Мы ведь знаем по Апокалипсису, чем все закончится», – напомнил он. «Конечно, электронная карта это еще не печать антихриста, но ведь к этому все идет. И если мы этому не будем противостоять, то, как пишет Паисий Святогорец, зло обнаглеет настолько, что будет постоянно и беспрепятственно творить беззаконие», – добавил пастырь.
«Безусловно, мы должны понимать, что, с одной стороны, это явление не есть печать антихриста. С другой стороны, это еще один шаг к более тотальному контролю, который становится фактически уже слежкой. Государство, безусловно, должно прислушиваться к мнению представителей религиозных организаций. Это очень важный вопрос», – заключил отец Андрей.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, отметил, что сейчас в Патриархии готовится документ о новых формах электронного контроля. «Поэтому вообще-то следует подождать этого решения», – предложил он. «Я же могу сказать, что мне глубоко безразлично, кто какие данные обо мне собирает. Это всегда было. Для этого есть специальные государственные органы. Раньше – КГБ, сейчас – ФСБ, например. Они имеют или могут получить все данные о всех людях, даже независимо от того, под подозрением эти люди или нет. Такой контроль всегда был. Если кто-то хочет контролировать мою веру, я этого и так не боюсь, всегда признаюсь, что я православный. Или кому-то интересно, что я покупаю в магазине? Наверное, кто-то хотел бы спрятать свои грехи. Но это уже другое дело. Мы ведь и так перед Богом абсолютно голые, и все наши грехи вопиют к небу», – сказал отец Георгий.
«Мне кажется, что верующие как раз должны меньше беспокоиться по поводу вторжения в их частную жизнь, чем неверующие. Другое дело – вторжение в личность, в личное пространство человека, в том числе в его тело. Я не хочу, чтобы что-то вживляли в мое тело. А карточка с данными – что в ней такого? Что теперь, держаться за бумажные деньги? В них, что ли, наше спасение? Я как-то всегда думал, что христиане относятся к деньгам более или менее равнодушно. Какая разница, электронные деньги или бумажные? Другое дело, что электронные деньги легче украсть. Люди, которые протестуют, может быть, не знают, что есть закон о защите личной информации. Не надо только трогать личность, тело – никаких чипов и печатей. Хотя “печать антихриста” я понимаю в духовном смысле. Правая рука и чело это символ нашего ума и нашего дела. Кто умом и делом действует против Бога, тот и принял печать антихриста», – заключил отец Георгий.