Протоиерей Геннадий Беловолов об отказе Великого князя Михаила Александровича воспринять Царский престол …
Что же это за событие? Это подписание Великим князем Михаилом Александровичем манифеста, как это принято говорить, отречения от власти. Хотя на самом деле все обстояло совершенно иначе. В советской историографии это событие предпочитали не замечать, а в зарубежной – ему не придавали большого значения, в результате чего в вопросе о прекращении монархии в России происходит переакцентировка с 3-го марта на 2-е, с Великого князя Михаила Александровича на Царя Николая II Александровича. Но Государь Император Николай II отнюдь не предполагал своим актом упразднение царской власти в России и не мыслил свое отречение от власти как ликвидацию самодержавия в России. В самой формуле отречения Государя Николая II сказано о том, что он отрекается в пользу своего брата Михаила Александровича. Т.е., Государем предполагалась передачи власти, а не ликвидация ее, обрыв в неизвестность.
Можно, конечно, обсуждать вопрос процессуального характера – насколько этот «Манифест» легитимен, можно говорить об этом событии с точки зрения закона о престолонаследии, мог ли Самодержец таким образом распорядиться своей властью и т.д. Но это уже вопросы, находящиеся за пределами данной статьи.
Мы должны признать тот простой факт, что Государь Император Николай II не бросил державу, не отрекся от нее как таковой, он лишь ее передал своему брату. В экстремальной ситуации, может быть, в неожиданной, необычной форме, но, тем не менее, 2 марта в Пскове состоялся акт передачи высшей власти царскому брату, и в этот день де-юре Великий князь Михаил Александрович стал правителем России. Это факт с точки зрения государственных законов Российской Империи неоспоримый. Достаточно вспомнить о том, что Император Николай Александрович на другой день послал телеграмму Михаилу Александровичу, обращаясь к своему брату как к Императору – «Ваше Величество». В глазах Николая Александровича в России появился новый законный Царь Михаил Александрович. Это очень важный и принципиальный момент.
Что же произошло 3-го марта в Санкт-Петербурге на улице Миллионной, дом 12? Неисповедимыми судьбами Божиими этот адрес стал местом, где Россия до времени перестала быть царской, именно в этом доме Великий князь Михаил Александрович в стесненных обстоятельствах, под колоссальным давлением окружающих его думцев, подписывает Манифест, в котором нет (это тоже будет открытием для многих) даже такого слова как «отрекаюсь». Наоборот, в нем присутствуют слова «готов воспринять высшую власть в России». Михаил Александрович выказывает полную готовность к восприятию высшей власти. Единственно, что его останавливает – это готовность народа быть его верноподданным. Он не хочет быть тираном, деспотом, он не хочет, чтобы кто-то подумал, что власть для него является некоей самоцелью. Он в данном документе, по сути, следует концепции, что не может быть Царя без верноподданных. Он провозглашает, что готов воспринять высшую власть в случае одобрения его всенародным Учредительным собранием.
Так что и в данном случае речь идет опять же не об отречении, а как бы о временном приостановлении, временном отложении восприятия власти. Конечно, законом о престолонаследии подобная процедура не предусматривалась, и фактически, если исходить из закона о престолонаследии, Михаил Александрович оставался Царем, не воспринявшим власть. Михаил Александрович сделал такой важный посыл к народу – Манифест этот, по сути, является обращением к русскому народу о необходимости Царя в России. Думаю, что сам Михаил Александрович все-таки верил в царелюбие русского народа, его верноподданство, иначе бы он не писал, что готов воспринять власть. Я думаю, что он лично не сомневался, и он надеялся, что эта акция – некое всенародное собрание – станет тем примиряющим моментом, который погасит смуту, вражду и пламя революции. Безусловно, мы должны быть уверены в самых благих и высоких помыслах и глубочайшем движении души как Царя Николая Александровича, так и Великого князя Михаила Александровича. Это редкий пример в истории человечества, которая преисполнена борьбой за власть, которая вся полита кровью за власть – редчайший случай, когда те, кто владеет этой властью, так добровольно жертвуют ею, приносят ее на алтарь интересов России, народа и победы в войне. И конечно, не вина Михаила Александровича, что события далее развивались не по тому сценарии, по которому он предполагал. В дневнике Государь Николай Александрович записал 3-го марта: «Кто надоумил Михаила отказаться воспринять власть?» Значит, Царь Николай тоже не предполагал такого развития событий.
Конечно, сейчас, спустя 95 лет, может быть, мы желали бы, чтобы и Царь и Великий князь, его брат поступили бы иначе. Но, с другой стороны, как это, опять же, ни парадоксально, этот Манифест Великого князя Михаила Александровича оставил вопрос о монархии в России открытым по сей день. Ведь то самое всенародное собрание, которое должно было стать ответом на вопрошание Великого князя, так и не состоялось. Вопрос о монархии, о монархическом устройстве никогда не выносился на всенародный референдум в России, никогда у народа никто не спрашивал, хочет ли он, чтобы у него был свой, русский, природный, православный Государь. Поэтому этот Манифест Михаила Александровича остается, по сути, юридически актуальным и не завершенным. Потому что мы знаем, что Учредительное собрание было разогнано, что большевики силой оружия захватили власть, установили диктатуру и уничтожили большую часть представителей Дома Романовых.
Я думаю, что сегодняшний день может быть назван, с одной стороны, днем, когда прекратилась монархия в России, днем нашей скорби, и в то же время днем нашей надежды. Этот день дает нам совершенно реальный, юридически неоспоримый шанс легитимно, бескровно восстановить монархию в России, поставить этот вопрос на всенародное голосование. Я думаю, что сейчас объективно создается такая ситуация, что многие, а может, даже и большинство людей, если предложить им на выбор демократию, которой мы уже хлебнули с лихвой, возвращение к коммунизму, который наш народ тоже испытал, или православную монархию, которая для нас не является чем-то неизвестным, то выбор будет сделан в пользу последней. Почти тысячелетие Россия при монархии росла, процветала, расширялась, приумножалась и стала величайшей империей. Я думаю, любой человек, который желает блага своей Отчизне, безусловно скажет, что он желает, чтобы в нашем Отечестве был отец, чтобы в нашем государстве был Государь, чтобы Россия имела нашего природного российского Царя.
Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель Леушинского подворья, Санкт-Петербург