22 апреля, в Фомину неделю, мне довелось быть в Москве, и я не мог не принять участия в молебне у Храма Христа Спасителя, который был совершен Святейшим Патриархом Кириллом в сослужении сонма архиереев и клириков города Москвы. Посвящен молебен был духовной защите России и русского народа от нападения бесовских сил.
Молебен совершался перед иконами, которые подверглись поруганию в разных храмах Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх благословил не реставрировать эти поруганные иконы, чтобы они служили напоминанием о том, что «близ есть, при дверях», что Церковь наша всегда находится под огнем враждебных антицерковных сил.
Поразило меня, прежде всего, огромное количество верующего народа, собравшегося на молебен. Погода в Москве стояла хорошая, и десятки тысяч людей собрались перед Храмом Христа Спасителя. Полиции пришлось много потрудиться, чтобы организовать эти людские потоки. Я видел молодых мам с детьми в колясках и с детьми на руках. Видел пожилых людей и много молодых девушек и юношей, которые пришли в этот день к Храму Христа Спасителя, чтобы помолиться с Патриархом о России и о нашем народе. Площадь перед Храмом Христа Спасителя и проезжая часть улицы Волхонка были запружены народом. Насколько я мог видеть, очень много людей стояло вплоть до сквера у Пречистенки. Огромное число людей стояло на всех прилегающих к храму улицах.
Думаю, Москва такого давно не видела. Очень много, как мне потом пришлось убедиться, людей приехало в Москву из других городов. Внушительная делегация верующих приехала поддержать Священноначалие из наших санкт-петербургских храмов. Много паломников было из Белгорода, Ярославля, Рыбинска и других городов. И это при том, что во всех кафедральных соборах в этот день проходили подобные молебны. Это было подлинное Торжество Православия.
Святейший Патриарх Кирилл произнес замечательную проповедь, которую внимательно слушали все собравшиеся. Я даже заметил, что некоторые полицейские, стоявшие в оцеплении, повернулись лицом к помосту, с которого говорил Святейший Патриарх, и слушали его внимательно. Святейший действительно говорил о самом главном. Он вспомнил нашу непростую историю, вспомнил о гонениях на Церковь. Но лейтмотивом всего его выступления была мысль о непобедимости Церкви, о том, что Христос воистину воскрес, и с этим ничего не могли поделать и ничего не смогут поделать враги христианства. Христос воскрес, одержав победу над адом, – это всегда вселяло и продолжает вселять надежду в сердцах верующих людей, дает нам силы преодолевать любые препятствия.
Меня особенно порадовали две мысли, высказанные Святейшим Патриархом. Во-первых, Святейший посчитал своим долгом сказать предельно жестко и прямо о «предателях в рясах». Предатели в рясах, предатели Христа из среды духовенства были и в начале 20-го века, во времена обновленчества и государственных гонений на Церковь, такие предатели есть и сейчас, сказал Святейший. Это было очень важно услышать, потому что до сих пор только в кулуарах, между собой, православные делились наблюдениями, что есть некоторые священнослужители, призывающие не ходить на этот молебен и стояние, якобы, имеющего некую конъюнктурную подоплеку. Святейший предельно жестко охарактеризовал их как предателей. Это очень важно. Это ставит точку во всех попытках либерального лобби в Церкви «приватизировать Патриарха Кирилла», попытаться представить его своим единомышленником. Святейший Патриарх четко показал, что он вместе с церковным народом. Недвусмысленно продемонстрировал, что Патриарх и народ церковный едины. Это была главная мысль, которую можно было прочитать в том действии, которое совершалось у Храма Христа Спасителя в минувшее воскресенье.
Вторая мысль, на которую я обратил особенное внимание в речи Святейшего Патриарха, была мысль о единстве русской истории. Святейший напомнил, что в трудные времена всегда русские правители, русские власти обращались к Богу и Церкви за помощью. Он привел в пример святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, великих полководцев Александра Суворова и Михаила Кутузова. Имя Кутузова как нельзя более уместно вспоминать у Храма Христа Спасителя, построенного в честь победы русской армии над Наполеоном. А дальше Святейший вспомнил великого русского флотоводца Павла Нахимова и в ряд с ним (и ранее названными великими русскими вождями) поставил великого полководца советской эпохи маршала Георгия Жукова. Эта нарочитая демонстрация Патриархом единства нашей истории, единства нашего народа, защищавшего свое Отечество как в дореволюционную, так и в постреволюционную эпоху, во время Великой Отечественной войны, фактически отвергает все попытки тех же церковных либералов изгнать советскую эпоху из русской истории.
А такие попытки, как мы знаем, предпринимаются. Самый яркий пример – это деятельность профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова, который не оставляет своих усилий дискредитировать подвиг Советской армии во время Второй мировой войны и реабилитировать предателя Власова, по сути, пытаясь выставить предательство как третий русский путь в условиях страшной войны. Сейчас эта тема крайне важна. Святейший Патриарх, чувствуя важность проблемы, думаю, специально счел необходимым подчеркнуть в своем выступлении церковный взгляд на нашу историю.
Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»