Православные священнослужители о необходимости сохранения полноценного изучения литературы в школе
Как сообщалось, Президент России Владимир Владимирович Путин пообещал обсудить с Министерством образования вопрос увеличения количества часов литературы в школе. Такое заявление глава государства сделал на встрече со вдовой писателя Александра Солженицына. Наталья Солженицына пожаловалась Путину на то, что часы литературы в школе сократили с пяти до двух. Она отметила, что раньше «люди могли говорить друг с другом цитатами из литературных произведений и понимали друг друга, а сейчас не так». «То, что литературу теснят – это на самом деле колоссальная опасность для единства страны», – сказала Н.Солженицына, добавив, что именно литература объединяет общество.
В связи с этим корреспондент издания Regions.ru обратился к известным православным священнослужителям с вопросами: Зачем нужна литература в школе? Опасно ли ее «вымывание» из учебной программы для единства страны?
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», считает, что «литература в настоящее время осталась фактически единственным предметом, который раньше наряду с историей связывал воедино все смысловое пространство». «Теперь и историю преподают везде по-разному, несмотря на все разговоры о борьбе с фальсификацией. А вот литература, безусловно, важнейший предмет – и невозможно не подписаться под каждым словом Натальи Солженицыной. Это важный предмет с точки зрения приобретения навыков к размышлению, осмыслению. Ни один другой этого не заменит. Именно литература представляет поле для дискуссии, нахождения общих точек взаимопонимания и т.д., этот предмет должен быть стержневым», – уверен пастырь.
«В школьной программе, действительно, происходят серьезные перемены, – продолжил отец Максим. – С одной стороны, не слышно голосов экспертов. А с другой стороны – общий смысл реформ был выражен очень точно премьер-министром Дмитрием Медведевым на его недавнем совещании, где было сказано, что основной упор надо сделать на математику, поскольку эта область до сих пор является конкурентоспособной на мировом рынке. Может это и оговорка, но, как говорится, “оговорка по Фрейду”. То есть мы должны производить специалистов, которых купят на мировой арене. Еще бывший министр образования Андрей Фурсенко говорил, что надо формировать грамотного потребителя, а не человека-творца. То есть речь идет не о стратегически грамотно выверенных системах образования, а о каких-то сиюминутных дерганьях, которые не приводят ни к чему, кроме как к разрушению».
Протоиерей Владимир Вигилянский, клирик храма мученицы Татианы при МГУ, сказал, что догадывается о том, что имела в виду Н.Солженицына: «Ведь русская литература была для русского общества и парламентом, и общественной трибуной. В ней сконцентрированы все русские вопросы. Это и отношения человека и религии, и отношения человека и государства, это и глубочайшие нравственные проблемы – все в ней нашло отражение. Она заставляет размышлять о смысле жизни, оценивать поступки и мысли положительных и отрицательных героев. Она стала одним из самых важных элементов, сформировавших русскую ментальность, которую пытались разрушить и во время революции, и в советские годы». Поэтому, подчеркнул священник, «отлучение от русской литературы может привести к утрате культурного единства народа, следовательно, к утрате единства страны».
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, заметил, что сам вопрос, нужна ли литература в школе, «кажется даже немного странным». «Очевидно, что это базовый предмет, посредством которого человек формируется как личность, как гражданин своей страны, как человек, имеющий свой взгляд и на историю своей страны, и на самого себя. И все-таки так серьезно, ребром, насколько я знаю, вопрос о резком сокращении часов на литературу пока не ставился», – сказал он.
«В нашей системе образования постоянно проводятся какие-то реформы. Но все равно ключевая роль будет принадлежать педагогу, который в любой ситуации найдет возможность уделить такому важному предмету должное внимание», – полагает отец Андрей.
«Безусловно, вымывание этого предмета из школьной программы грозит единству страны. Великая русская литература – часть нашего менталитета. Это то, благодаря чему сформировался характер современного русского человека. Поэтому люди, которые не будут знать русской литературы, не будут стремиться сохранить единство, и их вообще трудно будет назвать русским народом», – заключил священник.
Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, заметил, что «если человек не имеет представления о собственной культуре (а литература – одна из важнейших ее составных частей), если его сознание заполнено ложными образами – всем чужим и чуждым, поверхностным и малоценным, – он раб, не стремящийся выйти из рабства». «И мы видим, как из школьной программы последовательно удаляются культурообразующие элементы, формирующие личность. Таким образом происходит смена ориентиров. Получается объект, которым можно манипулировать. Потому что в его душе уже нет примеров для подражания и образов, которые усваивались многими поколениями носителей культуры. Я считаю, что это подрывная, своего рода террористическая, работа – потому что это фактически вымывание культурной традиции, без которой мы исчезнем как нация», – выразил уверенность отец Андрей.
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г.Минусинска Красноярского края, напомнил, что иногда утверждают, что литература – «удел немногих, она не должна быть массовым воспитателем, да и какой в ней смысл, когда мы живем в мире торжествующего материализма?» «Вот сейчас все помешаны на конце света, который ждут в декабре. И, кажется, впервые при таких ожиданиях человечество его себе представляет апофеозом материальности. Те, кто верит в конец света, думают не о спасении души и даже не о том, как повеселее провести оставшиеся дни, а о том, сколько купить соли и спичек. Кому тогда нужен томик Чехова или Толстого? При таком подходе, кстати, первыми должны умереть литераторы и священники», – заметил он.
«Если Россия хочет и дальше идти по этому пути, литература и не должна играть большую роль, достаточно знать основную классику в кратком изложении, – продолжил пастырь. – Какая-то мелочь из этого в огромном гипермаркете под названием “Жизнь” может и пригодится: например, при поступлении в вуз. Но в принципе литература не нужна в предельно материальном мире».
«Безусловно, наша жизнь станет во многом беднее без литературы. Есть вещи, которые на первый взгляд не нужны, но являются основополагающими. Так же, как и религия, кстати. Литература останется жива, но будет уделом немногих. Если в школу вернут прежние часы литературы, я не говорю, что все сразу облагородятся и кинутся читать Достоевского. Но без литературы нельзя, это та вещь, которая внешне бесполезна, но ее надо сохранять. Это такой стратегический взгляд в завтрашний день: если мы сейчас уберем такие важные вещи, то уничтожим корешок растения, который понадобится в будущем», – заключил отец Сергий.