«Без классической культуры мы не сможем развиваться»

6 июня отмечается Международный день русского языка. 26 мая (по ст. ст.) 1799 г. родился Александр Сергеевич Пушкин. Как отмечает портал Regions.Ru, для России Пушкин – не просто великий поэт, это символ и средоточие национальной культуры. Но и культура вообще, и русская культура в частности переживают коренную ломку – настолько существенную, что неясно, какими они из нее выйдут.

Печатная книга, которая была основным носителем культурной памяти со времен Гутенберга, выходит из употребления. Люди все меньше читают книг и все больше информации получают из интернета. Психологи и педагоги говорят, что уходит само умение воспринимать сколько-нибудь пространные тексты: в интернете приучаются не читать, а просматривать и получать общее представление.

Одновременно падает престиж классической культуры. До недавних пор незнакомство с нею роняло человека в глазах общества («это человек необразованный, некультурный»), теперь тратить на нее время считается совершенно необязательным – скорее, наоборот, интерес к ней воспринимается как смешное и немодное чудачество. По данным ВЦИОМ, 62% русских после окончания школы русских классиков никогда не перечитывали (при том, что отнюдь не все прочли их и в школе). Только 59% смогли правильно указать автора «Медного всадника», и лишь 21% – автора «Полтавы». Журналисты, проводившие блиц-опросы на улицах российских городов, отмечают, что большинство опрошенных не в состоянии припомнить ни одной строчки Пушкина, а многие из «припомнивших» приписывали ему стихи Лермонтова или Есенина. Все чаще раздаются голоса, утверждающие, что классическая культура современному человеку не нужна и даже вредна, поскольку затраченное на нее время лучше было использовать с большей пользой или большим удовольствием.

«Правы ли эти голоса? Как бы вы сами объяснили, зачем человеку в наши дни классическая культура вообще и Пушкин в частности?» – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям и экспертам.

Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил, что способность передавать культурную традицию – ключевое условие существования народа как единого сообщества.

«Нас объединяют духовные и жизненные ценности, которые признаются всеми, которые мы передаем из поколения в поколение, которые отличают наш народ от других народов. Сохранилась ли у нас эта способность? Увы, мы постепенно утрачиваем механизмы передачи традиций, передачи духовных ценностей. Это должно нас насторожить. Люди, которые могут наилучшим образом выразить эти ценности, и суть лучшие представители нашей культуры. С А.С.Пушкиным в этом смысле мало кто может сравниться. Он всегда и всем будет понятен – каждому, кто считает себя русским. И даже тот, кто по происхождению не русский, но кому дорог Пушкин, может причислять себя к русскому народу. Корень и сердце нашей культуры – православие, наша вера. Отсюда черпал силы и Пушкин. Пока существует Церковь, будет существовать и русская культура и русский народ, способный передавать культурную традицию», – подчеркнул священник.

Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, подчеркнул, что классическая культура ставит вечные вопросы и пытается ответить на них.

«Сама постановка этих вопросов и попытка добросовестно ответить на них даёт возможность человеку возможность расти. Вне этой культуры ими не задаются и даже не знают, как их сформулировать. Классическая литература, искусство часто затрагивает самую сердцевину жизни. Поэтому она всегда требует интеллектуального напряжения, труда души. Вне этого – потребительство, прозябание, но не жизнь. В общем-то, животное существование – плотская жизнь. Это уже область субкультуры, поверхностной и конъюнктурной – область обслуживания. И вопрос по существу заключается в том, ищет ли человек смысла в своём существовании или хочет руководствоваться только своими желаниями? Именно из классической культуры человек может узнать правду о себе. Поэтому она и необходима», – заключил отец Александр.

Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, клирик храма целителя Пантелеимона в Ставрополе, не уверен, что люди и впрямь стали меньше читать.

«Если судить по продажам книг, может быть это и так. С другой стороны, современные электронные устройства позволяют читать любые книги, не покупая их. Год назад мне подарили электронную книгу, с которой я теперь не расстаюсь. Она незаменима, когда стоишь в пробке или в очереди. При она позволяет иметь при себе сразу несколько сотен книг, многие из которых просто невозможно найти в печатном виде. С другой стороны, наши магазины заполонила низкокачественная продукция графоманов, которые вызывают читательский интерес не столько сюжетов, сколько броским названием, пошлой обложкой, скандалами из собственной жизни», – продолжил священник и напомнил, что в свое время Антон Павлович Чехов заметил: «Читателей следует избавлять от встречи с незрелыми писательскими опытами».

«Что касается незнания школьниками школьной программы по литературе, тут все сложнее. Если министерство образования считает, что в старших классах нужно больше часов уделять иностранным языкам в ущерб русскому языку и литературе, это повод задуматься», – подчеркнул о. Антоний, процитировав слова И.С.Тургенева о значимости Пушкина для русской и мировой литературы: «Ему одному пришлось исполнить две работы, в других странах разделенные целым столетием и более, а именно: установить язык и создать литературу. Заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого».

Протодиакон Александр Агейкин, клирик храма Христа Спасителя, подчеркнул, что «без классической культуры мы не сможем развиваться».

«Очень печально, что в школьной программе сейчас практически не учат стихов наизусть, а если учат, то очень мало. Заучивание стихов развивает память. У молодежи ведь очень плохая память, так как все надеются на разные гаджеты – мобильные телефоны, ноутбуки, планшеты», – продолжил о. Александр.

Он сообщил, что храм Христа Спасителя активно работает в сфере пропаганды русской культуры и поэзии. Например, в 2010 году храм выпустил 4-томную антологию русской поэзии под названием «Круг лета Господня. Времена года. Православные праздники». Книга собрала все крупные премии в области книгоиздательства.

«Мы пошли путем популяризации классической поэзии и выбрали новое направление: антология представляет собой четыре тома в виде альбомов, сочетающих в себе русскую классическую живопись и поэзию от XVII до XX века. Таких изданий ранее практически не было. Сейчас мы работаем над электронной версией этой антологии, чтобы молодежь, пользуясь современными достижениями техники, могла ознакомиться с поэзией, в том числе и с пушкинской», – подчеркнул протодиакон.

Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, заявил, что общественное сознание сейчас формируется вектором, который задают СМИ.

«Если перед СМИ будет поставлена задача формирования культурного сознания, СМИ с этим справятся. Дети, не читающие классику, берут пример со своих родителей и старших товарищей. Это проблема нескольких поколений, которые были оторваны от любви к классике. В советское время классику любили, потому что она была единственной альтернативой советской идеологии. Сейчас же выбор по большей части падает на какие-то экстравагантные вещи. Русская классика должна все-таки стоять несколько особняком от молодежной массовой культуры, копирующей западные образцы.

Нужно кардинально менять ситуацию в обществе. По крайней мере, в школе воспитательный процесс можно организовать таким образом, чтобы прививалась любовь к русской культуре и к классической культуре в целом. И сейчас есть педагоги, которым это удается. И школа, и СМИ, и все общественные институты должны объединить усилия в деле изменения общественного сознания, потому что без развитой национальной классической культуры у нации просто нет будущего. Это один из элементов самоидентичности, это одно из важнейших средств формирования личности. Да и в чисто эстетическом плане чтение русской классики доставляет огромное удовольствие», – заключил отец Лаврентий.

Русская народная линия