Год назад, 7 сентября, в на XXIV Московской международной книжной ярмарке состоялась презентация книги архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые».
Сборник «монастырских рассказов» был выпущен издательством «ОЛМА Медиа Групп» 60-тысячным тиражом, с серьезной заявкой на то, что книга станет бестселлером. И что же, сегодня, можно констатировать, что издатели были правы – проект оправдал их ожидания, выдержав несколько переизданий, общий тираж книги уже превысил 1 млн. 150 тысяч экземпляров. Книга мгновенно стала любимым чтением у мирян и клириков, монахов и артистов, давно воцерковленных и неофитов… Во всевозможных рейтингах книга «Несвятые святые» уверенно лидирует: и в голосовании литературной премии Рунета, и в голосовании премии «Большая книга».
Имя автора бестселлера архимандрита Тихона получило особо широкую известность в мирских кругах после выхода на телеэкраны его фильма «Гибель империи.
Византийский урок». СМИ в один голос обвинили автора в создании «пропагандистского ролика, и недвусмысленного обозначения Запада как главного врага России», и сильно покритиковали его за высказанный в фильме тезис о том, что «либерализм и общечеловеческие ценности погубили Второй Рим…»
Архимандрит Тихон (Георгий Шевкунов) выпускник сценарного факультета ВГИКа, сегодня – наместник Сретенского монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, член Совета при Президенте России по культуре и искусству, сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы…
…Коммунисты-атеисты приучили массы воспринимать Церковь лишь как место
скучное, безрадостное и довольно однообразное. А особенно так говорилось про монастыри с их долгими службами и постами. Отец Тихон попытался устранить препятствия, отделяющие современных людей от церковного мира, от реалий духовной жизни. А сделать это непросто. И тут «сработало» его образование сценариста, которое помогло ему повести с читателем разговор без нравоучений и упреков, и таким образом, почти устранить грань между церковным и светским. Его книга полна юмора и откровений, а потому читается легко даже неподготовленным читателем. Этот новый взгляд столь необычен, что позволило автору одной из рецензии дать довольно точное определение книге – «православный хайтек».
Да, сегодня многие называют отца Тихона создателем нового литературного жанра — монастырской прозы, или нового патерика. Хотя «патерик» — это описание жизни и деяний святых отцов, а тут сборник занимательных рассказов, порой почти анекдотов.
Для объективности следует отметить, что книга «Несвятые святые» не может быть названа «первооткрывателем жанра», так как первым, еще в 1995 году, был Михаил Ардов (протоирей неканонической Российской православной автономной церкви), со своим трудом «Мелочи архи…, прото… и просто иерейской жизни». Майя Кучерская написала «Современный патерик. Чтение для впавших в уныние», Юлия Сысоева – «Записки попадьи. Особенности жизни русского духовенства», в том же стиле только в художественной форме работает протоиерей Александр Торик в историях с «Флавианом», а есть еще и протоиерей Всеволод Чаплин со своими «Лоскутками». А Олеся Николаева выступила с книгой «Мене, текел, фарес», а сегодня (опять же «Олма Медиа Групп») издала ее «Небесный огонь и другие рассказы», в том же дизайне, что и «Несвятые святые»…
Громадные тиражи, переводы на иностранные языки, восторги читателей, но… одновременно с этим книга отца Тихона попадает под вал критических откликов.
И что интересно, критикуют как «левые» так и «правы» – неодобрительные высказывания раздаются как из лагеря церковных либералов, так и фундаменталистов.
Так отца Тихона упрекнули в искажении истории передачи ему Сретенского монастыря для создания подворья Псково-Печерской обители, с умалчиванием факта изгнания общины о. Георгия Кочеткова. А также им не понравилось и то, что все герои книги «не реформаторы, не модернисты, не обновленцы и не экуменисты».
А вот «защитники традиций» со своей стороны выступили против попытки «писать о подвижниках веры в форме забавных рассказов». Им вообще не понравилось очень многое. Например, они считают, что нельзя для людей «неукрепленных в вере» писать о возможности нарушения ограничений Великого поста. Критики иронизируют: «по молитве приезжает спасательная машина, находится украденная книга, отыскивается вор и Интерпол возвращает деньги…» Основной упрек в том, что книга стала явлением «десакрализации», «перестроечного православия». По их мнению, недопустимо вести «рассказ о серьезных церковных вещах в развязном, если можно так выразиться, «базарном» тоне». Даже на епархиальном собрании столичного духовенства в декабре прошлого года была сделана попытка публично осудить творчество архимандрита Тихона, однако дальше зачитывания записки с перечислениями замечаний к этой книге, дело не пошло…
Отец Тихон спокойно воспринимает критические высказывания в свой адрес: «Кто-то считает, что не дело монаха писать о церкви живо и даже с юмором. Это — позиция. Я отношусь к ней с уважением, хотя и не разделяю. Это все-таки мемуарная книга. Конечно, в нее вошло далеко не все, но то, что сейчас, по моему скромному мнению, полезно и нужно».
…И все же феномен книги отца Тихона, как некого социального явления, довольно трудно объяснить. Как в период тотальной критики всего православного, когда любое упоминание РПЦ встречается со злобой и агрессией, да сам автор находится под градом упреков со стороны либеральной общественности, именно его рассказ о православии получил столь значительный успех?
Лично мне книга понравилась, и даже очень понравилась. И когда сегодня я сталкиваюсь с очередным вопросом-упреком в адрес Церкви или ее служителей, по мере своих сил даю вопрошающим ответы, но потом обязательно презентую книгу «Несвятые святые». Подарил уже больше дюжины.