Бессовестный миф и досужие рассуждения

Эстрадная певица Лолита Милявская, выступая в ток-шоу Владимира Соловьева «Поединок» от 26 апреля, в полемике с протодиаконом Андреем Кураевым заявила, что Церковь – это посредник между Богом и людьми, поэтому она не нужна тому человеку, который непосредственно общается с Богом. По ее словам, для человека важны не стены, а «Бог внутри него». Также певица выразила возмущение тем, что «попы разъезжают на Мерседесах», носят дорогие часы и т.д.

Досужие рассуждения Лолиты Милявской комментирует в интервью «Русской народной линии» известный богослов и миссионер протоиерей Олег Стеняев.

То, что существует много религий, свидетельствует о том, что люди субъективно воспринимают истину о существовании Бога. Все мировые религии, кроме Христианства, а также частное отношение к Богу, есть попытка людей понять тайну Бога. Но так как человеческая природа повреждена, то и восприятие Бога у многих людей искаженно. Поэтому и существует такое множество религий. Но есть религия, которая богооткровенна, – это Христианство, где Бог Сам открывает Себя людям, видя их неспособность самостоятельно возвыситься до богообщения. После Его вознесения на небо Церковь как раз и сохраняет истинные откровения, которые Бог оставил нам на Земле через Своего Сына.

Без Церкви человек не может составить правильное представление о Боге. Свидетельство этому всё разнообразие человеческой мысли, потому что люди стремятся к Богу. Это стремление заложено в человеке. Можно это стремление заменить какими-то суррогатами, можно пытаться своим умом понять, но это совсем не то, чем когда Бог открывает Себя нам, а это произошло именно в Христианстве. В Писании сказано: «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Обычно люди немного путают, Церковь как человеческий организм, состоящий из людей грешных, с Церковью как богочеловеческим организмом, когда наша немощь преодолеваются Божьей благодатью и Божественным милосердием. Когда мы говорим о Церкви не как о человеческом институте, а как о богочеловеческом институте, то в этом случае Церковь напрямую связана с Небом, тогда наше несовершенство восполняется совершенством Христа. Собственно говоря, так было изначально, когда апостолы спросили у Христа: «так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно” (Матф., 19:25,26).

Точно также человеку невозможно и понять Бога и представить, что есть Бог, тем более распознать, что у него в душе – Бог или представление о Боге, причем достаточно субъективное представление. Богу, Которому всё возможно, было возможно создать свою Церковь: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). И Церковь существует как богочеловеческий организм, где присутствует и человеческое и божественное. Это есть единственная возможность для людей приобщиться к спасению. Церковь существует со дня Пятидесятницы и до наших дней. Всякие сектанты, раскольники и уклонисты считают, что слова Господа о том, что врата ада не одолеют Церковь, не исполнились, или они просто игнорируют эти слова, стараются их не замечать. Как ещё во втором веке святитель Ириней Лионский говорил: «Не должно у других искать истину, ее легко заимствовать от Церкви, ибо в нее, как в богатую сокровищницу, Апостолы положили все, что принадлежит истине. Где Церковь, там и Дух Божий, там и всякая благодать».

Теперь что касается слов певицы о том, что главное, чтобы «Бог был в душе». В Послании к римлянам сказано: «… по природе закона делай и там обнаружишь, что закон Божий написан в их сердцах». Действительно, присутствие Божественного Откровения на уровне нравственного закона реально осуществляется в жизни каждого человека независимо от того, что религиозен ли человек, или он является атеистом или даже язычника. Нравственный закон вложен в каждого человека. Совершая преступление, человек всегда знает, что он совершает именно преступление. А совершая грех, человек знает, что совершает грех, совершая добро, он знает, что совершает добро. Это осознание исключает извинение его в День Страшного Суда, т.к. он не может сказать, что не знал этого. Некоторые выдают этот глас совести, который Бог вложил в человека как некий индикатор между добром и злом, за присутствие Самого Бога. Но это не совсем так. Как Он сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» (Иоан.6:54). Мы говорим об общении со Христом не как умозрительном, а непосредственном общении. В Евангелии об этом говорится и в Посланиях Апостольских также сказано, что «всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух, антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1Иоан.4:2,3). Мы должны эти слова понимать евхаристически, т.е. кто не верит во Христа, который прелагается во Святых Дарах, и в то, что мы можем причащаться Святых Даров, тот есть дух антихриста.

В голове многих полная неразбериха, они не понимают, что Церковь – это весь народ Божий, который находится в общении со Христом. Отрицая Истину, они совершают хулу на Духа Святаго. Иерархия – это служебное служение в Церкви. Всё совершает Христос, а то, что он использует человеческий элемент, иерархию, это связано с нашей немощью и неспособностью непосредственно общаться со Христом. Как милость Христос через таких же немощных людей как мы осуществляет Своё присутствие среди нас в Таинствах. Нельзя слишком большое значение придавать иерархии. Когда кому-то не нравится иерарх, и он поэтому отрекается от Церкви, от Христа, то он совершает безумие. Апостол Павел писал: «А кто такой Павел?»

Я не согласен с тем, что у нас духовенство живет в роскоши. Знаю очень много честных тружеников священников, которые живут в Москве и не имеют нормальной зарплаты. У меня зарплата 10 тысяч рублей, я не имею своего жилья, живу на съемных квартирах. Знаю многих таких же священников, многодетных к тому же. Они бедствуют вместе с семьями. Таких священнослужителей много и в Москве и в Петербурге. Поэтому когда кто-то говорит о богатстве священнослужителей, то я вообще не понимаю, о чем идет речь. Возможно, есть отдельные священники, которым было дано принять в свою общину обеспеченных людей, и те о них заботятся. Опять же если они откажутся от такой заботы, то это будет неуважением к человеку, может даже оскорблением его чувств. Но в целом духовенство у нас бедствует. Утверждение, что «попы» утопают в роскоши, что они богаты, является мифом.

Другое дело, когда священнослужитель имеет бизнес, что категорически запрещено законами Церкви и Законом Божьим. Священнослужитель не может заниматься никакими банковскими делами, это позорно, и таких священнослужителей надо извергать из сана. Нельзя совмещать служение Богу с какими-то занятиями, которые служат обогащению. Священник кормится от своего благовествования. Если он реально помогает людям словом Божиим, то они могут и позаботиться о нем. Но в целом повторюсь, священники бедствуют. Это бессовестный миф о «заевшихся» священниках. Когда говорят о богатстве Патриарха или других архиереев, то надо понимать, что они выполняют представительские функции. Я не думаю, что наши власти настолько духовны, что они воспримут нищету Патриарха правильно. Патриарх представляет народ Божий перед властями. Это тяжелый крест Патриарха и епископов. Сложно приходится епархиальным архиереям, когда их приглашают на разные банкеты губернаторы, надо и не напиться и в то же время ладить с властями. Постоянно быть между мирской жизнью и церковной очень сложно. Это тяжелое, но необходимое послушание. Раньше епископы ездили к монголам в Орду и все-таки добились уважительного отношения к Церкви. В итоге Церковь потом оказалась той силой, которая вдохновила народ на свершение главной битвы. Правильная дипломатия по отношению к врагам создала духовный ресурс для освобождения.