О Турции, Константинополе и Святой Софии
От редакции: на прошлой неделе мне удалось побывать на Святой Горе Афон. Жил я в скиту св. Симеона Нового Богослова монастыря Кутлумуш. Недалеко находится келья Честного креста, где подвизался Паисий Святогорец и где он провёл наверное самый плодотворный отрезок своей жизни… Помимо всего прочего, мне удалось непосредственно пообщаться с учеником отца Паисия игуменом монастыря Кутлумуш отцом Христодулом. Меня поразила популярность и необыкновенно тёплое отношение греков и «афонитов» к старцу Паисию.
Александр Алекаев
+ + +
Когда Старец писал Житие преподобного Арсения, его сердце горело желанием посетить Фарасы Каппадокийские. Бог удостоил его осуществить это желание: 29 октября 1972 г. вместе с архимандритом Василием, в то время игуменом монастыря Ставроникита, а ныне духовником Иверского монастыря, отец Паисий посетил село, в котором родился. В Фарасах у старца заболела душа, когда он увидел, что из храма, в котором служил преподобный Арсений, турки сделали мечеть. Фарасы оказались совсем не такими, какими представлял их себе Старец по рассказам родителей. Некогда богатое и знатное село было в руинах и нечестотах. Турки везде ходили за старцем по пятам, ни на минуту не оставляли его одного, глядели на него с беспокойством и подозрительностью. Конечно, всё это свидетельствовало о том, что они не чувствовали себя хозяевами в Каппадокии.
Из Фарас отцы Паисий и Василий заехали в Анкару и возвратились в Константинополь. С волнением и трепетом Старец пришёл в храм Святой Софии. Укрывшись в уголке, он с сердечной болью молился. Заметив это, смотритель-турок поднял крик и стал угрожать старцу, твердя: «Кемаль велел, чтобы не вы, не мы здесь не молились!». Тогда исполнившись Божественной ревности и пренебрегая опасностью, Старец тоже стал говорить с турком резким повышенным тоном. Он подвёл смотрителя к одной из колонн храма, за которой виднелись лужи мочи, и, указывая на них, с негодованием спросил турка: «А это что здесь такое?! Это ваш Кемаль сказал, чтобы вы такое сделали?». Рассказывая об этом случае, Старец добавлял: «Придёт гнев Божий и их укротит…» ¹.
+ + +
После поездки, во время которой старец занимался делами на своей родине в Фарасе Каппадакийской, он послал мне открытку с изображением святой Софии следующего содержания: «Несколько дней назад я прибыл из Святой Софии. Мне было очень скорбно видеть её в нечистых руках турок. Они осквернили всю столицу. Дай Бог, чтобы поскорее исчез их полумесяц и снова стали бы нашими и город и Святая София. Аминь. Аминь. От Константинополя — Анкары — Кесарии двести километров вглубь Анатолии находится моя деревня Фараса Каппадокийская, приехав куда, я убедился, что турки, видя греков, впадают в беспокойство и тем показывают, что земли эти не их, но ими захвачены, и потому они боятся. Будь здоров. Монах Паисий».
+ + +
Некто спросил старца о нынешнем положении и вообще, о роде человеческом, и он ответил: «Не беспокойтесь. Многие распоряжения не успеют напечатать. Род наш будет увеличиваться, даже если наши фальшивые друзья хотели бы смешать его с грязью и получить за это благодарность. Бог, конечно, этого не попустит. Эллада откроется Востоку. Турция же вынуждена будет уплатить свой долг».
Сказал старец: «Византия породила Святую Гору. Святая Гора, если выстоит и не допустит влияния мирского духа, может породить Византию”².
+ + +
О развале Турции. Группа киприотов посетила старца. Они хотели поговорить с ним по национальному вопросу. Архондарик под отрытым небом был готов.
— Вы откуда? — спросил старец.
— С Кипра, старче.
— Ну и как вы там поживаете?
— Как поживаем, старче? Сожрали нас турки…
Он пригласил их сесть, предложил угощенье, а потом сказал:
— Не бойтесь турок, они рассеются.
Посетители удивились, а старец продолжил:
— Да, говорю вам! Турция развалится. Вы сейчас напоминаете дохлого клопа, но придёт время, когда и туркам несдобровать. Курды и армяне создадут свои собственные государства и получат независимость. Прочие же малые народы, поскольку они не соблюдают международные нормы, будут культурно поглощены великими. А нам, эллинам, отдадут Град (Константинополь), не потому что нас полюбят, а потому, что мы будем соблюдать сдержанность. Да, Град мы получим назад³.
+ + +
«Мы возьмём Константинополь». Однажды группа детей — учеников Афониады решили пойти к Старцу и спросить о том, возьмут ли греки Константинополь и доживут ли они, дети, до этих времён.
Они пришли в каливу отца Паисия, взяли угощение, но задать свой вопрос боялись. Один делал знаки другому, тот — третьему. Но в конце концов никто так и не решился спросить старца. Тогда старец сказал им сам: «Ну что, молодцы! О чём вы хотели спросить? О Константинополе? Возьмём мы его, возьмём, да и вы до этого доживёте».
Дети передали слова старца учителю Константину Маллидису — доброму христианину и горячему патриоту. Учитель, очень заинтересованный, пришёл к старцу, чтобы услышать то же самое из его собственных уст, но старец ответил ему: «Оставь ты Костас, эти дела: всё это не для нас с тобой. Нам надо готовиться к переселению в Город иной».
Эти слова старца предзнаменовали предстоящую кончину как его самого, так и собеседника, потому что вскоре они — сначала Костас, а потом старец — переселились в наше истинное Небесное Отечество, в Новый Град, в Вышний Иерусалим⁴.
+ + +
В пустынной каливе Честнаго Креста монастыря Ставроникита долго подвизался отец Тихон, последний великий русский старец на Афоне и учитель отца Паисия; здесь же, о. Тихон в январе 1966 г. и постриг о. Паисия в великую схиму. Могилка о. Тихона с таким же небольшим крестом как и на могиле к о. Паисия (в женском монастыре недалеко от Салоник) была аккуратно убрана. Келья старцев к сожалению была закрыта. Когда мы возвращались в скит, зашёл разговор об общецерковном прославлении в лике святых старца Паисия. И вот какое мнение, которое сформировалось ныне у отцов-святогорцев, я услышал: «Существует негласная договорённость властей Турции с Патриархом Константинопольским Варфоломеем (в прошлом офицером Турецкой армии) не прославлять в лике святых о. Паисия за его пророчества по возврату Царь-Града грекам. За это власти Турции обещали Патриарху тихую и спокойную жизнь в сане. Если же власти Греции начнут процесс канонизации Старца Паисия, то Его Святейшеству будет несдобровать и ему придётся покинуть кафедру…». Так что, пока все «при своих»: Турция с Константинополем, Святая София — мечеть-музей, Патриарх Константинопольский в сане, а к старцам Тихону и Паисию год от года растёт народная любовь греков и русских, и к их могилкам «не зарастает народная тропа»… Что будет дальше — поживём-увидим, но пока в своих пророчествах о. Паисий был верен и не ошибался.
Святая Гора Афон. Скит св. Семеона Нового Богослова монастыря Кутлумуш. Воскресенье 23 ноября 2014.
+ + +
Список литературы:
1) Иеромонах Исаак. «Житие старца Паисия Святогорца» изд. дом «Святая Гора», Москва 2006, с.218- 220
2) Священник Дионисий Тацис «Когда чужая боль становится своей» Жизнеописание и наставления схимонаха Паисия Афонского. Москва 2000 г с. 195−198
3) Священник Дионисий Тацис «Когда чужая боль становится своей» Жизнеописание и наставления схимонаха Паисия Афонского. Москва 2000 г, с.243
4) Иеромонах Исаак. «Житие старца Паисия Святогорца» издательский дом «Святая Гора», Москва 2006, с. 311