В Священном Писании встречается две категории чисел – исторические и символические. Первая категория отражает факты прошлого, а вторая несет богословский смысл..
Исторические и богословские данные могут совпадать, а могут и не совпадать в одном числе. Например, указания на сроки царствования ветхозаветных монархов или указания на тот или иной год их правления есть чисто исторические датировки, которые не несут богословское содержание. Но указание на 40 дней пребывания Моисея на Синае больше чем просто исторический факт.
В Священном Писании слово “сорок” встречается сто пятьдесят раз, а число 40 воспринимается как важное священное, знаменательное.
Блаженный Августин полагал, что число 40 выражает путешествие
человека к истине и Богу
В Библии число 40 употребляется неоднократно:
40 дней и ночей шел дождь при Ное, и земля очистилась от всего существующего, кроме тех, кто был в ковчеге (Быт.7.12);
40 лет странствовали евреи в пустыне, и лишь тогда вступили в землю обетованную (Нав.5.6);
40 дней и ночей провел Моисей на Синае и получил скрижали закона (Исх.24.18; 34.29);
в 40-й день от рождения еврейские первенцы были посвящаемы Богу (Лев.12.2-4);
40 лет сыны Израилевы ели манну в пустыне (Исх.16.35);
40 серебряных подножий были сделаны под брусья Храма (Исх.26.19);
40 лет царствовал Давид над Израилем (2Цар.5.4);
40 лет царствовал Соломон над Израилем (3Цар.11.42);
40 локтей имела длину передняя часть Храма (3Цар.6.17);
40 дней и ночей шел пророк Илия к горе Хориву и удостоился видения Господа в веянии тихого ветра (3Цар.19.8);
40 дней и ночей в пустыне был искушаем от дьявола и постился Сам Господь Иисус Христос (Мф.4.2);
40 дней пребывал Господь Иисус Христос на земле после Своего Воскресения, являясь Своим ученикам и говоря им о Царствии Божием (Деян.1.3).
Число сорок было значимо в жизни пророка Моисея.
На три сорокалетия делится его жизнь, продолжавшаяся 120 лет.
Сорок дней он провел на горе Синай. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей (Исх.24:18; 34.28; Втор 9:9,18; 10:10). После рождения мальчика женщина сорок дней проходит очищение (Лев 12:2,4).
Если же она родит младенца женского пола, то время очищения продолжалось восемьдесят дней (40 + 40).
А. Ольгин указывает, что “для нормального внутреннего развития
ребенка нужно носить его 7х40=280 дней – десять (“полное число”) лунных месяцев и что слово “карантин” в буквальном переводе означает “сорокадневный период”.
Иисус Навин говорит: я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю (Иис.Нав.14:7).
После победы судии Гофониила над царем Месопотамским Хусарсафемом покоилась земля сорок лет (Суд.3:10-11).
Сорок дней приглашал филистимлянин Голиаф евреев вступить с ним в поединок (1Цар.17:16).
Давид и Соломон правили по сорок лет (2Цар 5:4; 15:7; 3Цар 2:11; 3Цар.11:42).
Это же число дней встречается в книге пророка Ионы. Этот срок был дан жителем Ниневии на покаяние: И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! (Ион.3:4).
В земной жизни Господа нашего Иисуса Христа с числом сорок связаны два события. Перед началом проповеди Царства Небесного Спаситель мира, удалившись в безводную Иудейскую пустыню, постился сорок дней, ничего не вкушая (Мф.4:2; Лк.4:2).
До Своего вознесения Воскресший Господь оставался на земле сорок дней (Деян.1:3).
В христианство ассоциация числа 40 с несчастьями пришла скорее всего из древнееврейского языка.
В нем число 40 обозначается буквой “Мем”, которая находится посередине алфавита. Сочетание “Мем” с первой буквой алфавита “Алеф” и последней “Тав” дает слово “Эмет” (правда, истина), только с первой – слово “Эм” (мать), а только с последней – слово “Мет”(смерть). То есть “Мем” и 40 символизируют момент перехода от прошлого к будущему, это символ настоящего.
У славян число 40 обозначалось как ни странно так же буквой “М”-“Мыслете”. По всей видимости у древних славян была 40-ричная система исчисления (сорок сороков) и “Мыслете” – 40 в жизни человека так же ассоциировался с переходом, окончанием(смертью) одного периода и началом следующего. Отсюда и поминки на 40 день, и проверка мощей на святость – “нетленность” так же на 40 день. Кстати интересно созвучие “Сорок” и “Рок” неотвратимость судьбы.
Так что можно предположить, что в древности возраст в 40 лет являлся возрастом перехода души в иное состояние, переосмысления, смерти старого и начала нового (существует утверждение что в 40 лет человека покидает ангел хранитель). И празднуя 40 лет можно досрочно привлечь внимание Смерти, или Смерть может расценить веселый праздник как вызов себе.
Однако, запрет на празднование 40-летия относится только к мужчинам и не касается женщин. Это соотносится с тем, что и в языческих славянских и первоначально в христианской религии женщина считалась существом, не имеющим души
В русском языке применяется выражение “сорок сороков”, имеющее смысл понятия “много”. Встарь в народе пользовались особыми мерами измерения – “сόроками” для подсчета событий, ценностей, объема, веса, времени, возраста и т.п. .
Символика числа сорок – как граница, как своеобразная грань в погребальных и родильных обрядах повлияла на то, что не только роженица, ребёнок и бабка-повитуха, но и умерший, и тот, кто его мыл, на протяжении сорока дней наделялись фактически одним и тем же статусом.
Душа человека, который умер, только на сороковой день окажется в Раю, та же душа прилетит в этот мир, и только на тот же сороковой день после рождения ребёнка крестят, дают ему индивидуальное имя
В православии число 40 во многих случаях используется для установления количества молитвенных действий (например, сорокоуст).
В русском фольклоре птица сорока считалась посредником между миром живых и миром духов. Чёрно-белая окраска сороки явно свидетельствует о её посреднических функциях между светом и тьмой.
Число сорок используется широко в русских пословицах :
–«Сорока лет, а сорому нет. И в семьдесят лет, да совести нет».
— «Кто в двадцать лет нездоров, в тридцать неумён, а в сорок небогат, тому век таким и бывать».
— «И один глаз, да зорок: не надобно сорок».
— «Кобыла сорок жеребцов принесет, а все в упряжке идет».
Александр А. Соколовский