Наследник Цесаревич Николай Александрович как собиратель Русского мира

Андрей Хвалин о 125-летии путешествия на Восток будущего Императора России Николая Второго …

6-го Мая по-старому стилю или 19-го по-новому весь Русский мир на всех континентах, Вселенская Православная Церковь, все люди доброй воли празднуют 148-ой День рождения Императора Всероссийского Николая Второго. В нынешнем году отмечается также 125-летие путешествия на Восток Наследника Цесаревича Николая Александровича, будущего Русского Царя.
Ныне понятие «Русского мира» прочно вошло в общественное сознание наших соотечественников. Еще недавно, в годы государственного атеизма, такое невозможно было представить. Однако Бог поругаем не бывает.
Русский мир родился в крещальной купели Днепра. Младенцем возрос в Киеве – матери городов русских. Возмужал на святорусской равнине. Сильным юношей пошел в походы и паломничества на запад и восток – Иерусалим, Рим, Константинополь, Сибирь, Дальний Восток, Китай, Япония, Америка – всюду ступала нога русского человека. И всегда он шел «встречь солнцу» с Крестом и Евангелием, просвещая другие народы светом православной Истины Христовой. В духе этой традиции и надо воспринимать путешествие на Восток Наследника Цесаревича Николая Александровича, совершенное 125 лет назад.
Программа путешествия Царского Сына, которая обсуждалась на совещаниях у Державного Отца – Императора Александра III несколько месяцев, главной целью, как это ни парадоксального сегодня звучит, ставила поклонение святым местам. Помимо основной, духовной, ставились и иные цели Восточного путешествия, а именно: образовательные – приобретение Цесаревичем опыта и знаний, необходимых для служения Царю и Отечеству. Ознакомление во время плавания на военном корабле с условиями военно-морской службы. Знакомство с государствами, которые Его Императорское Высочество еще не посещал. При этом хотели показать военную мощь России, воплощенную в судах эскадры. Поддержка русских диаспор в странах посещения. При возвращении в Санкт-Петербург через Владивосток, Сибирь, Центральную Россию осмотр казачьих войск по пути следования, т.к. Цесаревич носил звание Верховного Атамана казачьих войск. Еще одна важнейшая цель: изучение на месте важного вопроса об устройстве сплошного рельсового пути в Сибири для облегчения снабжения европейской части России. А также совершение во Владивостоке по воле Государя Императора Александра Третьего закладки за счет казны Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути, вопрос о постройке которого был очень важен как для правительства, так и для общества. Рассматривалась и проблема заселения страны вглубь как одна из основных задач первостепенной важности. И надо констатировать, что все поставленные задачи были блестяще решены, несмотря на трудности и непредвиденные обстоятельства.
Путешествие продлилось с 23 октября (4 ноября) 1890 года по 4 (16) августа 1891 года, то есть заняло более 9 месяцев. За время путешествия было пройдено 51 000 вёрст, из них 15 000 – по железной дороге, 5 000 – в экипаже, 21 900 – по морям, 9 100 – по рекам.
Путешествие началось в Гатчине после молебна. В Варшаве путешественники лишь пересели в заграничный императорский поезд. Однако в Вене пришлось задержаться. Но уже через сутки их встречал Триест – город и порт, принадлежащий Австрии, но расположенный на берегу Адриатического моря в Италии. В Триесте 19 октября путешественники пересели на фрегат «Память Азова». Погостив в монаршей семье в Афинах (у крёстной матери Цесаревича Королевы эллинов Ольги Константиновны и её мужа Короля Греции Георга I), путешественники двинулись дальше.
Эскадра отправилась к берегам Африки, в Египет, в Александрию, где путешественники сделали остановку. C 10 (22) ноября по 27 ноября (9 декабря) крейсера стояли на рейде в Порт-Саиде и Измаилии, и две недели Цесаревич Николай со свитой знакомились с Египтом – спускались по Нилу до современного Асуана и обратно, посетили Каир и его окрестности, осматривая памятники Древнего Египта, взбирались на пирамиды.
От Суэца русские корабли через Аден последовали в Индию, куда прибыли 11 (23) декабря в Бомбей, где их встретили салютом.
Маршрут пешего путешествия по Индии (с частичным сплавом по Гангу) включал в себя: Бомбей, Дели, Агра, Лахор, Амритсар, Бенарес, Калькутта, Бомбей, Мадрас, Коломбо (Цейлон).
31 января (11 февраля) корабли «Память Азова» с «Владимиром Мономахом», покинув Цейлон и соединившись с Тихоокеанской эскадрой, через Сингапур (18 февраля) и Батавию на острове Ява (23 февраля) следуют до Бангкока (7 марта).
В Бангкоке Цесаревич Николай в течение недели является гостем сиамского (таиландского) короля Рамы V Чулалонгкорна.
Попрощавшись с гостеприимным королем, Великий Князь Николай Александрович 13 (25) марта последовал в Нанкин через Сайгон (15 марта), Гонконг (23 марта) и Шанхай. Из Нанкина он совершает путешествие по реке Янцзы на пароходе Русского добровольческого флота «Владивосток» в сопровождении канонерских лодок до города Ханкоу.
15 (27) апреля 1891 года в сопровождении шести кораблей русского флота, возглавляемая флагманским крейсером «Память Азова», эскадра под брейд-вымпелом Цесаревича вошла в Нагасаки.
23 апреля русская эскадра покинула Нагасаки и, зайдя на день в Кагосиму, затем 27 апреля прибыла в порт Кобэ. Из Кобе Цесаревич с сопровождающими лицами по суше добрался до Киото.
29 апреля (10 мая) Цесаревич Николай с принцем Георгом в сопровождении принца Арисугава отправились на колясках, которые везли джан-рикши, из Киото в город Оцу (Отсу), где и произошло печально известное покушение на Великого Князя Николая Александровича, вошедшее в историческую литературу как «инцидент в Оцу». Несколько дней Великий Князь приходит в себя, принимая на борту своего крейсера «Память Азова» депутации японцев с извинениями и соболезнованиями. Свой день рождения, 6-го Мая, Великий Князь Николай Александрович встречает далеко от дома в японском порту Кобэ. Мне посчастливилось недавно ознакомиться с дневниковой записью об этом дне, сделанной Цесаревичем. Дневник хранится в Государственном архиве Российской федерации. Благодарю его сотрудников во главе с и.о. директора Госархива Ларисой Александровной Роговой, любезно помогавших мне в исследованиях. Вот, что записывает Августейший Путешественник в своем дневнике вечером 6-го Мая 1891 года в каюте на борту фрегата «Память Азова», стоявшего на рейде портового японского города Кобэ, цитирую с небольшими комментариями:
«6-го Мая. Понедельник.
Итак, в Японии мне минуло 23 года; но как ни хорошо быть у себя на судне, все-таки тяжело проводить этот день так далеко от дома, в особенности после обстоятельств последних дней (т.е. имеется в виду покушение в Оцу – А.Х.).
Эскадра была красиво расцвечена флагами, и в полдень после обедни (т.е. после Божественной Литургии в корабельном храме – А.Х.) произвела салют. Завтракали на юте (т.е. кормовая надстройка судна или кормовая часть верхней палубы – А.Х.), как в Индийском океане; жена Шевича (Д.Е. Шевич – дипломат, посланник России в Японии, 1886-1892) с дочерью и княгиня Лобанова (жена российского консула в Йокогаме – А.Х.) также завтракали и оставались на фрегате почти (до) спуска флага. В 3 ч. началась парусная гонка с судов всей эскадры. С живым любопытством следил за Азовскими шлюпками (т.е. с фрегата «Память Азова», на котором был поднят вымпел наследника Цесаревича – А.Х.). Несмотря на то, что фрегат только 8 месяцев в плавании, а «Нахимов» 3 года слишком, его шлюпки взяли 10 призов из 16.
Гребная гонка была также удачная: Кисилев на барказе (баркасе – А.Х.) взял оба первые приза и под веслами, и под парусами. Офицеры страшно радовались этому, и выигрывавшим устроили шумную овацию при вступлении их на палубу. Получил целые горы предметов все из Осака; присланы были также подарки от Императора и императрицы. Оттуда же пришло три парохода с массою японцев во фраках и с военною музыкой.
С них (т.е. с кораблей – А.Х.) во время гонки пускали дневной фейерверк, чем они отчасти отвлекали внимание от гонки. Перед обедом наградил моего и Джоржи (имеется в виду греческий принц Георгий, сопровождавший Цесаревича в Восточном путешествии – А.Х.) – дженрикшей (в Японии так назывались возницы, вместо лошадей возящие седоков в легких двухколесных колясках (курума) – А.Х.) за помощь, оказанную ими 29-го Апреля (т.е. во время покушения в Оцу – А.Х.): я им дал по золотой медали и по 2500 долларов каждому, сказав им, что они будут получать по 1000 долларов пенсий ежегодно до смерти.
Вечером все суда осветили свои рангоуты (т.е. общее название устройств для постановки парусов – А.Х.) электрическими лампочками; эскадра казалась волшебною; мне она так напомнила переход из Адена в Бомбей; но тогда температура была невозможная. С каждого судна кроме того было пущено по 10 сигнальных ракет. Играл в кают-компании в домино.
По распоряжению Государя Императора Александра III программа пребывания Наследника в Японии была спешно свернута.
Отплыв 7 (19) мая из Кобэ, Цесаревич 11 (23) мая прибывает во Владивосток. В целом во Владивостоке Великий Князь пробыл 11 суток: с 11 по 21 мая (23 мая – 2 июня по новому стилю) 1891 года.
21-го мая был назначен отъезд Цесаревича в Хабаровск, затем далее через Сибирь в Петербург. Двигаясь по родной земле, путешественники посетили следующие города и прилегающие земли: Хабаровск, Благовещенск, Чита, Иркутск, Красноярск, Ачинск, Томск, Тобольск, Омск, Оренбург, Уральск, Самара, Пенза, Рязань, Москва, Санкт-Петербург.
4 (16) августа 1891 г. царский поезд подошёл к станции Тосно под Санкт-Петербургом, где Великий Князь Николай Александрович был встречен Августейшими родителями. Уникальное по тем временам путешествие закончилось. Его итоги до сих пор имеют важнейшее значение для нашей страны.
Как ни парадоксально это выглядит на первый взгляд, покушение на Цесаревича сплотило Русский мир – и отечественный, и иностранный. Во время оставшейся части пути Великий Князь получал обращения и письма поддержки не только с родины, но и других стран. Чуткое православное сердце прекрасно понимает, что значит молитва всего русского народа за Наследника Цесаревича. Приведу характерное в этом смысле Обращения жителей Таганрога Великому Князю Николаю Александровичу по поводу покушения в Оцу, цитирую выборочно:
«С первой минуты вступления Вашего Императорского Высочества, 26-го Октября 1890 года, на палубу “Память Азова”, для совершения далекого плавания, сопряженного с многочисленными случайностями морской стихии, – город Таганрог, как и вся Россия, непрестанно взывал ко Всевышнему о благословении пути и охране жизни и здравия Вашего Императорского Высочества, надолго оставившего любящее Отечество и любимых Августейших Родителей, высокие сердца которых, со всеми верноподданными, напряженно следили за Дорогим Путешественником, радуясь полным восторга и великого значения приемам правителей и населения далеких стран Востока; как вдруг печальное событие 29-го Апреля, в Оцу, громом поразило всю Россию и повергло в мучительную неизвестность об исходе злодейского посягательства на драгоценную для нас жизнь Вашего Императорского Высочества.
Великая и темная туча повисла тогда на русском горизонте. Но, вслед за сим, пробился луч яркой надежды, и озарилась и засияла Русская Земля радостью и счастьем о спасении Наследника Престола. Радость эта наполнила сердца граждан города Таганрога, безгранично и безпредельно обожающих Своего Августейшего Атамана, и мы, вознося неоднократные благодарения Божественному Промыслу за спасение Вашего Императорского Высочества, приемлем смелость повергнуть перед Вами, Государь Цесаревич, в нынешний радостный для всей России день наши верноподданнические поздравления с счастливым исходом печального события 29-го Апреля, с благополучным возвращением на лоно Отечества и под кров любящих Августейших Родителей, и с исполнившимся ныне четверть вековым счастливым бракосочетанием Августейших Родителей Вашего Императорского Высочества.
Примите наши преданнейшие поздравления, к коим мы присовокупляем и единодушные горячие пожелания долголетия и здравия Вашему Императорскому Высочеству, на славу Престола и Отечества». Обращение подписано Таганрогским городским головою, гласными городской Думы и другими видными гражданами.
Путешествие Великого Князя Николая Александровича 1890/91 годов стало предприятием невиданного доселе в государственной практике размаха и значения. Будущий Всероссийский Самодержец обозревал иноземные запад и восток, а затем, пройдя всю Дальнюю Россию, Сибирь, центральную часть страны, возвратился в столицу Империи, откуда и начал свой путь. При внешней разнонаправленности (Европа-Азия) путешествия его основной, духовный смысл был един, направленный на воспитание будущего правителя России обоедесноручным, т.е. одинаково правым признавался путь Императорской России, как на европейский запад, так и на азиатский восток. И внешняя политика объявлялась равнозначной внутреннему движению русской цивилизации на восток «встречь солнцу». Употребив современные аллюзии, можно сказать, что Великий Князь Николай Александрович, будущий святой Царь-мученик, стоял у истоков православного Русского мира, чье сердце покоится в святорусских просторах, а украйные пределы ныне обозначены купольными крестами храмов на всех континентах земли.
Андрей Хвалин, член Союза писателей России