Отцы Церкви — так с уважением и почётом именуют знаменитых деятелей Православной Церкви, которые в своём лице совместили чистоту учения со святостью жизни. Они были признаны Церковью в качестве вероучительных авторитетов и в их творениях Церковь видит разъяснение и толкование своей веры.
Имя учителя Церкви имеет два значения.
Во-первых, оно прилагается к знаменитейшим из Отцов Церкви (святым Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту) как особо почетное звание («великий вселенский учитель»)
Во-вторых, оно прилагается к выдающимся церковным писателям, известным своей образованностью, подвижнической жизнью и уважением в Церкви, хотя и не причисленным к лику святых (например, Климент Александрийский, Иероним, Августин, Ориген, Тертуллиан, Лактанций, Феодорит Кирский).
По словам Филарета Черниговского : «Отцы Церкви суть «преемники духа апостольского, которые и могли по дарованиям богопросвещенного ума и хотели по благодатной чистоте души предлагать и предложили в писаниях чистую истину Христову, семя Божие, действующее во спасение»
Православное богословие не выделяет особую эпоху Отцов Церкви, не относит их деятельность лишь ко временам древности.
«Наша Церковь учит, что Божественное Откровение не ограничено никакими хронологическими рамками, — указывает прот. Иоанн Мейендорф. — Дух Святой действует через людей всех времен, и Церковь «узнает» в людях своих «святых отцов» не по причине древности, а, руководствуясь своей внутренней интуицией, на основании которой и формируется Предание».
Патристическая (от греч. πατήρ [patér], лат. pater — отец) литература — свод текстов, принадлежащих Отцам Церкви и авторитетным церковным писателям, учителям Церкви, в которых раскрываются истины христианского вероучения.
Патристическая литература — объект изучения патристики и патрологии.
Патрология — учение об Отцах Церкви. Под патрологией следует понимать богословскую дисциплину, изучающую историю христианской богословской письменности, имеющей свою вершину и средоточие в трудах Отцов Церкви.
«Церковь Христова будет существовать до скончания мира, так до скончания мира будут являться в ней для нужд Церкви избранные орудия Духа Божия, — указывает выдающийся патролог архиепископ Филарет (Гумилевский). — Таким образом, во всех веках могут быть мужи с качествами, необходимыми для Отцов Церкви, и мнения людские, назначающие то VI, то ХШ век, не имеют основания себе в предмете».
По мнению другого известного патролога архим. Киприана (Керна), церковная мысль также продолжает свое плодотворное раскрытие в истории. Следовательно, изучать ее «надо не ограничивая её только периодом классических богословских споров или вселенских соборов, а проникая и в позднейшие века византийской письменности, давшей Церкви таких великих учителей, как преп. Симеон Новый Богослов или св. Григорий Палама (т.е. XI и XIV века)».
Патристика — богословская дисциплина, предметом которой является изучение богословских воззрений Отцов Церкви. Патрология и патристика представляют собой различные богословские дисциплины. Согласно архим. Киприану (Керну), для патрологии важно изучение личности и жизнеописания церковного писателя, составление каталога его произведений, установление их подлинности, выяснение возможных влияний или заимствований.
Выдающийся русский богослов Н. И. Сагарда считал, что задачей патристики является собрание присутствующих в отеческих творениях доказательств для христианской догматики, церковного строя и церковной дисциплины, а также их изложение во внутренней связи. В отличие от патрологии, патристика не занимается биографическими и библиографическими изысканиями, не исследует жизненный путь и весь блок произведений того или иного церковного писателя.
Следуя архим. Киприану (Керну), под патристикой надо понимать систематическое изложение догматических и иных богословских воззрений данного церковного отца, вследствие чего патристика может быть определена как историческое изложение богословских систем Отцов Церкви. Смысловое ударение в этой дисциплине ставится, прежде всего, на богословском содержании творений Отцов Церкви В отличие от патрологии, патристика не является исторической наукой по преимуществу, ибо вопросы жизнеописания писателя, каталогизации его произведений, установление их подлинности и возможных влияний остаются вне области ее исследования. Вместе с тем с патрологией ее объединяет акцент на изучении творений Отцов Церкви, а также возможность изучения сочинений авторитетных церковных писателей (учителей Церкви), не причисленных к Отцам.
Следуя Православной богословской традиции, патристическая литература начинается с первых веков христианства и не имеет четкого завершающего рубежа, поскольку она не мертвое и отжившее наследие, а живая часть непрерывно длящейся церковной истории.
«Церковь Христова будет существовать до скончания мира, так до скончания мира будут являться в ней для нужд Церкви избранные орудия Духа Божия, — указывает выдающийся знаток патристической литературы архиепископ Филарет (Гумилевский). — Таким образом, во всех веках могут быть мужи с качествами, необходимыми для Отцов Церкви».
Согласно мнению архим. Киприана (Керна), установление предела истории христианской богословской мысли совершенно искусственно и даже противоречит пониманию Церкви как живого Тела Богочеловека. Такой же искусственностью отличается деление патристической литературы на периоды. Такие деления допустимы и необходимы ради плодотворного исследования материала, «для более успешного прохождения и усвоения предмета, но не должны быть понимаемы безусловно».
Архиепископ Филарет (Гумилевский) разделил историю христианской письменности на пять основных периодов:
до 312 г.;
от 312 г. до 620 г., период расцвета богословского просвещения в эпоху вселенских соборов;
от 620 г. до 850 г., период борьбы с иконоборцами и магометанством;
до 1453 г., т.е. до взятия Царьграда и конца Византийской империи;
период после падения Византии.
Важно отметить, что в своем делении архиепископ Филарет не полагал завершающего временного предела для изучения церковных богословских произведений.
Следуя русским знатокам-исследователям патристики архим. Киприану (Керну), В. Н. Лосскому и др. патристическая литература не приходит в «упадок» ко времени св. Иоанна Дамаскина. «Иоанн Дамаскин не печать и не предел отцов, — говорит архим. Киприан (Керн). — И после него богословская мысль не перестала быть плодотворной. Это особенно ясно обнаружилось в эпоху исихастских споров XIV века».
Традиционно в патристической литературе выделяют:
Творения мужей апостольских, видевших апостолов, общавшихся с ними, имевших «проповедь Апостолов в ушах своих и предание их пред глазами своими» (св. Ириней Лионский). К ним относятся св. Климент Римский, св. Игнатий Богоносец, св. Поликарп Смирнский, Папий Иерапольский, Варнава.
Творения апологетов II века, к которым относятся Кодрат, Аристид, Аристон из Пеллы, св. Иустин философ, Татиан, Афинагор Афинянин, св. Феофил Антиохийский, св. Мелитон Сардийский и др.
Творения представителей Александрийской богословской школы: Климента Александрийского, Оригена, св. Дионисия Александрийского, Феогноста, Пиерия, св. Петра Александрийского, св. Кирилла Иерусалимского, св. Афанасия Великого (Александрийского) и Дидима Слепца. Эту школу также можно назвать александрийско-кесарийской, поскольку виднейшие представители кесарийской богословской школы — св. Григорий Чудотворец, Памфил, Евсевий Кесарийский — были учениками великих александрийцев.
Творения представителей Антиохийской богословской школы: св. Лукиана, св. Евсевия Антиохийского, св. Иоанн Антиохийского, вышедшего из этой школы св. Иоанна Златоуста.
Творения представителей каппадокийского богословия (великих каппадокийцев): св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Григория Нисского.
Творения аскетических писателей: св. Антония Великого, св. Пахомия Великого и его учеников, св. Макария Египетского, Евагрия Понтийского, св. Исидора Пелусиота, св. Нила Анкирского, св. Марка Подвижника, блж. Диадоха Фотикийского, св. Серапиона Тмуитского и др.
Многие представители Александрийской (например, Климент, св. Афанасий), Антиохийской (например, св. Евсевий Антиохийский, св. Иоанн Златоуст) школ, а также великие каппадокийцы и писатели-аскеты принадлежат к посленикейской патристике — эпохе вселенских соборов (начало IV — начало IX вв.). Они входят в так называемый «золотой век» святоотеческой письменности, условно датируемый 325-451 гг. К этому веку принадлежат и имена представителей западной патристической литературы: св. Амвросия Медиоланского, блж. Иеронима Стридонского, блаж. Августина, св. Льва Великого, а также представителей сирийской патристики: св. Иакова Афраата, св. Ефрема Сирина, Кириллона, Иоанна Апамейского и др.
Новый этап посленикейской патристики (вторая половина V — начало VIII вв.) открывающийся «Ареопагитиками», имеющий преимущественно христологическое содержание. К нему относят Иоанна Скифопольского, Леонтия Византийского, Леонтия Иерусалимского, а также «зрелую патристику» в лице св. Софрония Иерусалимского, св. Максима Исповедника и св. Анастасия Синаита, аскетические сочинения свв. Варсануфия Великого и Иоанна, св. аввы Дорофея, св. Иоанна Лествичника, св. Филофея, св. Исихия, св. Исаака Сирина, сочинения св. Григория Двоеслова.
Творения апологетов иконопочитания (начало VIII — начало IX вв.): св. Германа Константинопольского, св. Никифора Константинопольского, св. Феодора Студита, св. Иоанна Дамаскина, которыми завершается патристическая литература эпохи вселенских соборов.
Средневизантийскую патристику (начало IX — конец XIII века), представленную именами св. Фотия Константинопольского, св. Симеона Нового Богослова, св. Никиты Стифата, св. Петра Дамаскина, Никифора Влеммида, Феодора II Ласкариса и др.
Поздневизантийскую патристику (конец XIII — начало XV века), представленную именами св. Феолипта Филадельфийского, св. Григория Синаита, св. Григория Паламы, Николая Кавасилы, Иоанна Кантакузина, свв. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, св. Каллиста Катафигиота, св. Марка Ефесского, Георгия Схолария, блж. Симеона Солунского и др.
Когда современный православный христианин желает расширить свои богословские представления и знания то прежде всего необходимо обратиться к первоисточникам: Библии и творениям Святых Отцов. Здесь нет ложных дорожек, здесь то — что есть Божественная Истина.
Александр А. Соколовский