Духовный посох

В общество, в мир вбрасываются миллионы частиц информации, многие из которых полезны и усваиваются человеком, некоторые просеиваются сквозь сознание, по причине своей ненужности, другие же оседают в умах и сердцах, накапливаясь и превращаясь в определенную критическую, отравляющую душу массу. То, что делают с нами СМИ, телевидение, поистине ужасно. Они с утра до вечера куют апокалиптический образ нашей жизни, издеваются над верой и нравственностью, они утверждают образ торжествующего мирового Зла, они показывают лишь сцены смерти, порнографии, смакуют кровавые казни и пытки, они занимаются пропагандой порока, стреляют в человеческие души ядом распада, тления, разложения. Они, а вернее их бесовские хозяева, хотят вытравить из нашего сознания понятия и примеры Добра, Подвижничества, Героизма, истинного служения Богу, отечестволюбия и любви к ближнему.

А ведь человеку, входящему в жизнь подростку, школьнику, студенту нужно представлять, что мир отнюдь не находится только в руках зла, что история нашего Отечества полна подвигами, подвижничеством, добрыми делами. И задача наших православных педагогов, преподавателей, ученых, писателей, журналистов, издателей, подлинных заботников Родины – населять учебники, книги, уроки этими живительными образами и примерами из отечественной истории и нашей окружающей жизни. Конечно, это святые, это мученики и подвижники нашей Церкви. Ведь всего навсего каких-нибудь десять лет назад первые русские святые Борис и Глеб, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Ксения Петербуржская не могли попасть на страницы учебника или хрестоматии. Ибо, заявляли ревнители советского светского образования: церковь отделена от государства. Предлог надуманный и лукавый. Как будто не Сергий Радонежский пекся о державном единении русских земель, не он благословил Дмитрия Донского на судьбоносную битву, не он дал ему в знак соединения Церкви и Государства двух своих иноков. Так может, и Дмитрия Донского надо было от государства отделить?

Как будто не митрополиты, первоиерархи Московские Алексий, Петр, Иона, Макарий вложили весь свой православный Дух, свой недюжинный ум, свои великие способности в то, чтобы превратить Московское княжество в Святую Русь, великую державу на Восточно-Европейской равнине.

И эта логика отделения героического подвижнического прошлого от сегодняшнего дня существовала долго. В одном случае – до 1941 года, когда смертельный враг был в сорока километрах от Москвы. И тогда прозвучало перед уходящими в бой полками: “Пусть вдохновляет вас образ великих предков…”. Затем, уже в советское послевоенное время эта логика рухнула вместе с провозглашавшей ее системой.

Хорошие, добрые люди должны быть в нашем сердце, знании, ведь христианская Церковь имеет своей целью воспитывать хороших, добрых, святых людей. Есть же русская пословица – “Земля стоит святыми людьми”. И если они исчезают из нашей жизни, если их не знают, не замечают – значит будет плохо, значит грядут большие беды.

Конечно, мы понимаем, что понятия “святой”, “добрый”, “хороший” не всегда совпадают. Если святой – то он всегда добрый и хороший, и таких, конечно, не так уж много. Но тех, кто борется со злом, с грехом, кто утверждает добро – их значительно больше, и их воздействие на мир безусловно положительно.

Добрые люди, хорошие люди, как много их среди нас, как много их в нашем Отечестве! Но кто знает их, кто рассказывает о них? Конечно, с точки зрения православного христианина, о добре, сделанном тобой не следует много говорить, а тем более хвалиться, или требовать благодарения. Это так, но окружающие-то люди могут знать, могут приводить в назидание хорошие примеры. Ведь Первоучитель наш не забывал отметить хорошие поступки и деяния встречающихся ему людей.

К сожалению, создать художественный образ положительного человека, хорошего, да еще постоянно хорошего и доброго не так легко. Епископ Вениамин (Федченков), издавший в Париже книгу “Хорошие люди”, писал: “…Большею частью в книгах изображаются дурные, грешные, страстные… Я однажды обратился с таким вопросом к второстепенному, правда, писателю. И он сказал мне, что таких хороших людей, очевидно, очень мало в жизни. И это, конечно, верно с христианской точки зрения. Церковь на то и создана, чтобы из грешных, плохих людей выделывать лучших. Но эти лучшие должны быть на примете наряду с плохими, еще не сделавшимися хорошими. Несомненно, но тут есть и другая причина, – писал епископ. – Она в самих писателях. Действительно, в написанной писателем книге отражается, преломляется биография самого писателя, человека тоже грешного. Он и выводит их, пишет о подобных же грешниках со знанием, убеждением, пониманием”. И далее: “Конечно же, им хотелось выводить идеальных, то есть хороших людей (и здесь гоголевские метания понятны – В.Г.), поэтому эти идеальные типы в нашей литературе были далеко не часты, несмотря на добрые пожелания писателей”. Русская литература и вывела этих людей из народа – каратаевы, няни, касьяны из Красивой Мечи и т.д. Что же касается церковных людей, то это должна делать Церковь, – говорил епископ. И с одной стороны, это сделано и делается “Житиями святых”, “Патериками”, “Отечниками”, с другой – утверждается проповедями, традициями, преданиями. И нет сомнения, что ученик, молодой человек должен знать эти книги, читать, слушать проповеди, вникая в предания. Это для него не мифология Древней Греции, а своего рода панорама и кодекс заветных образов и мыслей, с которыми мы должны его знакомить.

Многому повредила в знании и воспитании зловредная практика исторического разрыва: всему, что было до 1917 года, давалась отрицательная оценка, святые люди и подвижники Святой Руси и России чернились и предавались забвению. Достаточно вспомнить небезызвестных академиков Покровского и Минца. Затем, за 10 – 15 лет “перестройки” постарались забыть героев и подвижников советского периода и что, конечно, совсем прискорбно, была попытка предать забвению матросовых, космодемьянских, молодогвардейцев, бросить тень на Гагарина, Жукова, Карбышева. Я был одним из тех, кто организовывал в Советском Союзе “Поход по местам боевой и трудовой славы молодежи”. Это был впечатляющий поход тысяч и миллионов молодых людей, школьников, студентов, которые разыскивали могилы павших воинов, встречались с Героями Великой Отечественной войны, выпускали стенгазеты, создавали музеи славы. За 15 лет была создана мощная духовная связь между героическим подвигом отцов и дедов и миллионами детей, подростков, юношей 60-х и 70-х годов. Потом поток движения сузился, а затем и вовсе иссяк. Но герои-то безусловны! Неужели либеральные реформы должны зачеркнуть мужество Александра Матросова, бесстрашие Зои Космодемьянской, преданность Родине молодогвардейцев, стойкость воинов Бреста, Севастополя, Сталинграда и Ленинграда? Наш долг и обязанность вернуть их на страницы учебников, в сердца и души юношества. И, конечно, наш долг и святая обязанность рассказать о духовных подвигах и подвижничестве Сергея Радонежского и Серафима Саровского, Нила Сорского и патриарха Гермогена, святителя Иннокентия и патриарха Тихона, Ксении Петербуржской и оптинских старцах. У нас в ряду великих русских святых воителей, защитников Отечества, так необходимых для укрепления духа армии, – Александр Невский и Дмитрий Донской. Рад сообщить, что недавно духовно рассмотрены деяния великого адмирала и милосердца Федора Федоровича Ушакова и в июне состоится его церковное прославление как святого в Санаксарском монастыре, где он упокоен.

Я рад этому всем сердцем, потому что, изучая жизнь и деятельность адмирала, написав книгу о нем в серии “Жизнь замечательных людей”, видел и чувствовал, сколь духовно высок был подвиг русского адмирала, как отдавал он силы русскому моряку, одерживая с ним великие победы, как строил храмы, создал первую греческую православную республилку после трехсотлетнего османского ига, как роздал свои богатства морякам и солдатам 1812 года. Он долго и усердно молился в Санаксарском монастыре, у стен которого и погребен.

“Добрый человек”, согласно словарю В. Даля, определяется как человек “дельный, сведущий, умеющий, усердный, исправный; добро любящий, добро творящий, склонный к добру, ко благу; мягкосердечный, жалостливый…” Правда, добавляется в словаре, – иногда “слабый умом и волей”. Вот в этом, скорее всего, подчеркивалась некая бесхитростность, а по-современному – отсутствие прагматизма. А в таких народных поговорках, как “Час в добре побудешь, все горе забудешь”, “Лихо помнится, а добро век не забудется” – оно прославляется.

В других, “За добро не жди добра”, “Добро не лихо, бродит в мире тихо” – подчеркивается бескорыстность добра. Ведь добро отметит Сам Бог (“За добро Господь плательщик”). Деятельное стремление человека к Добру подчеркивалось такими качествами на Руси, как “добродетельность” и “добродетель” – синонимы благотворительности и добротворства. “Но именно добра и милосердия не достает сейчас всему миру”, – сказал при открытии Рождественских чтений Святейший Патриарх всея Руси.

Ну а сегодня-то, спрашивает молодой человек, сегодня-то где они, эти хорошие, добрые люди? Да их немало, может быть тысячи, может быть миллионы.

Мы во Всемирном Русском Народном Соборе, в Союзе писателей, в “Роман-журнале XXI век”, в ряде других наших изданий задумались: как нам все-таки открыть для общества, для школы, для читателя хороших людей, доброделателей, благотворителей, милосердцев, сегодня существующих, как их обнаружить, как рассказать о них, как сделать, чтобы их пример вдохновлял молодых, находил продолжение.

– Предполагается провести Соборную встречу “Добрые люди России”.

– Направить письма в газеты, журналы, телевидение с просьбой рассказать о добрых людях, подвижниках, благотворителях – собрать сведения о них, завести при “Роман-журнале XXI век” картотеку добрых дел, выпустить брошюры и книги об их делах.

– Давайте напишем сочинения в младших и старших классах о добрых и хороших людях. Пусть школьники оглянутся вокруг, пусть вспомнят исторические примеры. Надеюсь, мы проведем всероссийский конкурс “Добрые люди”.

– Давайте создадим Всероссийскую общественную организацию “Добрые люди”. Взносом при вступлении в нее пусть будет доброе, бескорыстное дело помощи людям и Отечеству.

– Пусть детские, школьные организации, объединятся в одном бескорыстном деле (как раньше были тимуровцы или “витязи” в русском зарубежье) помощи старикам, инвалидам, воинам Отечественной, Афганской, Чеченской войны.

– Через “Роман-журнал ХХI век” мы будем регулярно выпускать информационный бюллетень и готовить обзоры печати.

Хватит чернить наш народ, выливать на него ушаты грязи, видеть в нем носителей зла, пьянства, разврата. У нас много добрых, талантливых и отзывчивых людей. За ними будущее.

Давайте соединим добрых людей и их дела в единое духовное поле нашего Отечества!

Святейший Патриарх сказал о современной России: “Множество обездоленных, страждущих людей, лишенных полнокровной и достойной жизни, взывают о помощи. И церковь, восстающая после долгих десятилетий гонений, хотя и находится в тяжелейшем положении, всеми силами стремится помочь им. Она ищет любую возможность соработничества с государством и обществом в делах добра и милосердия. Эти дела нельзя откладывать, надо помнить, что не оскудеет рука дающего. “Всегда ищите добра и друг другу и всем” (1 Фес., 5, 15) – как никогда актуальны эти апостольские слова”.

Всемирный Русский Народный Собор и Союз писателей России начинает свою часть работы по объединению и соединению добрых людей и благотворителей, представления молодым хороших примеров для подражания и достойных граждан России.

Да поможет им и всем нам в совершении добрых дел Господь!

ДУХОВНЫЙ ПОСОХ
Ганичев В.Н.