Анатолий Степанов объясняет, почему он подписал письмо в адрес министра культуры и директора Третьяковской галереи …
Моя позиция в этом вопросе, может быть, не столь радикальна, как у составителей этого письма, но в главном я с ними солидарен – пора прекратить нескончаемый поток клеветы в адрес первого Русского Царя, Государя Иоанна Васильевича Грозного. Уже доказано и передоказано, что версия Н.М.Карамзина об убийстве Царем Иоанном Грозным своего старшего сына основана лишь на “свидетельствах” иностранцев, враждебных России, русскому государству и Русскому Государю, и что нет никаких заслуживающих доверия источников, подтверждающих справедливость этой версии. Тем не менее, она повторяется многократно и, что самое прискорбное, используется в пропаганде, в итоге формирует искаженный, лживый образ первого Русского Государя в сознании молодежи, прежде всего у тех, кто посещает наше национальное достояние – Третьяковскую галерею.
Я не согласен с предложением, которое прозвучало в обращении, что знаменитую картину Ильи Репина необходимо отправить в запасники, хотя, как известно, в запасниках Третьяковской галереи и других музейных хранилищ находится немало шедевров русской и иностранной живописи. Но вот, что я считаю необходимым однозначно – обязать экскурсоводов и администрацию Третьяковской галереи предоставлять посетителям достоверную, исторически выверенную информацию о сюжете картины. Сама по себе картина Репина – это гениальное произведение русской живописи. Если бы она называлась “Отец, убивший своего сына” без отсылки к историческим событиям, то она не вызывала бы никакого возражения и отторжения в обществе. Ведь гениальный художник блестяще изобразил ужас отца, убившего в приступе гнева своего сына.
Надо отдавать себе отчет, что искусство не может быть личным делом только художников, когда произведение искусства выходит за границы мастерской творца, ведь искусство влияет на воспитание людей, особенно молодежи. В этом смысле картина Ильи Репина, независимо от того, руководствовался ли художник стремлением опорочить образ Государя Иоанна Васильевича Грозного или он был введен в заблуждение распространенными в то время в исторической науке интерпретациями личности этого выдающегося Русского Государя, негативно влияет на воспитание исторической памяти, на воспитание патриотизма. Руководствуясь именно этими соображениями, я и согласился подписать данное письмо.
Сейчас в обществе активно обсуждается тема фальсификации истории. Чаще всего об этом говорят применительно к истории Великой Отечественной войны, по поводу которой предпринимаются массированные попытки фальсификации исторического процесса. Но не менее пагубным является фальсификация и других периодов нашей истории, в том числе эпохи царствования Государя Иоанна Васильевича Грозного. Поэтому для меня удивительно, что министр культуры Владимир Мединский, однозначно и жестко выступающий против попыток фальсификации истории Великой Отечественной войны, в отношении Иоанна Грозного проявляет какую-то непонятную мягкотелость. Эта непоследовательная позиция только ослабляет усилия общества по недопущению фальсификации русской истории, по воспитанию патриотизма, восстановлению исторического сознания русского народа, что только и позволяет любому народу называться Народом с большой буквы».