Известный миссионер о личности и деятельности бывшего настоятеля Свято-Сретенского храма в Архангельской епархии …
12 января протодиакон Андрей Кураев прибыл в Архангельскую область с миссионерским визитом, сообщает сайт Архангельской епархии. В этот же день отец Андрей посетил Свято-Сретенский храм села Заостровье, в котором до 11 января 2013 года настоятельствовал иерей Иоанн Привалов, снятый с должности за учинение т.н. «Заостровского раскола».
«Сегодня вечером впервые в заостровском храме (архангелогородская епархия) богослужение прошло по обычному общецерковному уставу, – пишет в своем блоге протодиакон Андрей Кураев. – До этого дня служба творилась там по вкусу о.Георгия Кочеткова. Как все кочетковские общины, и эта полагает себя образцом христианского миссионерства. При этом отгоняя от себя и Церкви многих людей, не прошедших форматирования под их стандарт. В их числе была и директор местной школы. Сегодня же она впервые была на службе. Со слезами и цветами. Вот такой парадокс: переход к старому уставу привел к появлению новых людей».
«Отцу Иоанну Привалову, бывшему настоятелю, предложили отслужить “прощальную” службу – проститься приходом и храмом. Он отказался. Конечно, чужая душа – потемки. Но мне все же трудно понять такой отказ. За десятилетия службы храм, каждая его иконка и трещинка должны стать родными для священника. Отказаться от прощального прикосновения странно… Впрочем, всю мебель из приходских домов кочетковцы вывезли до приезда нового настоятеля», – отмечает отец Андрей. Говоря об отказе о.Иоанна Привалова совершить прощальную службу, отец Андрей отметил: «Оказалось, Привалов просто разучился служить по-славянски и по уставу Церкви».
«Неделю назад кочетковцы устроили детское представление в местном доме культуры. Сюжет – война добрых и злых букв. По ходу дела общинные дети бросали в костер, изображенный на сцене, “плохие буквы” – то есть те церковно-славянские буквы, которых нет в современном русском алфавите. Но теперь в Заостровье завершился шмаино-юрский период. (Некая Шмаина-Великанова и Сергей Юрский из далеких палестин учили Поморье, как надо верить по православному и активно защищали модернизмы этой общины)», – подчеркнул миссионер.
Далее отец Андрей дает определение секты, сформулированное священником Иоанном Приваловым: «Если говорить по существу, то все мы вышли из одной большой секты, которая называлась Советский Союз. Секта – это группа лиц, объединенная общим страхом перед многообразием жизни, принципиально отказывающаяся от диалога с другими и утверждающаяся в своей исключительности» (Светлана Войченко. Верить – значит идти. Архангельск, 2010, с.123.).
Под заметкой отца Андрея Кураева развернулась оживленная полемика. Отвечая на реплику форумчанина о том, что члены общины священника Иоанна Привалова якобы были изгнаны из Свято-Сретенского храма, отец Андрей написал: «А кто их выгнал и куда? К своему священнику они могут ходить в кафедральный собор, куда он переведен. Сами они в основном из города, так что им будет удобнее. И, конечно, свои полуподпольные псевдолитургические собрания они будут проводить в заранее купленной трехкомнатной квартире в центре Архангельска».
Говоря о характере отступлений священника Иоанна Привалова, миссионер отметил, что «дело даже не столько в уставе, сколько в чисто сектантской психологии: мы лучшие, кто не с нами, те быдло, делать только как мы». «Я против сектантского самопревознесения, гуруизма, тайных агап, догматических глупостей кочетковского катехизиса», – признался миссионер. Отец Андрей также отметил, что о.Георгий Кочетков, чьим последователем и является о.Иоанн Привалов, «создал свой авторский устав. Так как он, не служила церковь ни в 1, ни в 4, ни в 10 веках».
«То, что кочетковские курсы это школа ненависти к Православию, совсем не секрет», – считает отец Андрей. «Я кочетковцев как то и модернистами не считаю. Просто флуктуация», – продолжил он. «Сложность в том, что на самих закрытых кочетковских собраниях идет систематическая критика “обычного” Православия», – подчеркнул миссионер. Говоря о кочетковской общине, отец Андрей обратил внимание на то, что «у них есть два уровня членства, есть рекламирующие их ВИПы, которых они носят на руках и разрешают все, а есть рядовые члены, подлежащие форматированию и стандартизации».
Говоря об отношении кочетковцев к митрополиту Даниилу, миссионер признался: «Не сомневаюсь, что для кочетковцев неоглашенный ими митрополит не более чем клоун».