В день памяти святого равноапостольного князя Владимира в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре была совершена особая служба святым русским князьям и Царям …
С 27 на 28 июля в день памяти святого равноапостольного князя Владимира в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре торжественно почтили Собор всех святых русских Государей, пишет сайт «Русский Афон».
По окончании Всенощного бдения в обители были совершены две Божественные литургии: ранняя – в храме Всех святых Русских Князей и Царей, поздняя – в соборе монастыря, посвященном трем русским святым князьям: Александру Невскому, Владимиру и Ольге Киевским.
В обители святогорцами составлена особая служба всем святым русским Государям, которая в соединении со службой равноапостольному князю Владимиру совершается в этот день в русском афонском монастыре.
Празднование Собора всех святых русских Государей было установлено в обители в 2013 году по благословению игумена Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина) в связи с освящением храма в честь всех прославленных Князей и Царей Руси: от князя Владимира до Царя Николая Александровича. Это пока единственный в мире храм, посвященный всем святым русским Государям.
В Собор святых русских Государей входят 160 представителей двух династий, правивших на Руси: Рюриковичей и Романовых. Среди них 2 Царя – Феодор Иоаннович и Николай Александрович; 40 великих князей и 101 удельный; 17 представителей рода Романовых. Каждый из них официально прославлен тем или иным собором Русской Православной Церкви или Русской Православной Церкви Заграницей.
Собор святых русских Государей разделяется по ликам: лик равноапостольных, лик великомучеников, мучеников, преподобномучеников, преподобных и благоверных. Память всех святых русских Государей впервые собрана воедино под сводами одного храма в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре.
По словам русских святогорцев, почитание Собора святых русских Государей особенно важно в наше время, поскольку большинство из них были членами одного, фактически, рода (ведь роды Рюриковечей и Романовых тесно переплетены друг с другом – связующим звеном между ними является благоверный Царь Феодор Иоаннович, который по отцу был Рюрикович, а по матери – Романов). Будучи родственниками, все они коллективно правили Русской Землей. И поныне они являются ее блюстителями и предстателями.
В русской святогорской обители считают, что совокупное почитание их является еще одним фактором, не только сближающим, но и духовно сплачивающим Святую Русь. «Издревле существовало в Земле Русской предание, что в лихую годину все святые ее правители вкупе приходят на помощь своему земному Отечеству. Каждый из них по отдельности является молитвенником за Землю Русскую, вместе же – это непобедимая небесная рать, ополчение предстателей и хранителей Святой Руси», – убеждены русские святогорцы.
В новосозданном на Святом Афоне Царском храме также поминаются на проскомидии представители всех княжеских и царских родов, не причисленные к лику святых. В заупокойных ектениях на богослужении возносятся имена Государей, являвшихся ктиторами и благодетелями русской святогорской обители.
Русские святогорцы надеются, что освящение в на Святом Афоне первого в истории храма Всех святых русских Государей станет примером, которому последует создание подобных храмов и в разных уголках Святой Руси.
Помимо единственного в мире храма Всех святых Русских Князей и Царей, в Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне действует еще и монастырский собор, посвященный трем русским святым князьям: Александру Невскому, Владимиру и Ольге Киевским (их дни памяти отмечаются как престольные праздники этого храма). Он был построен в 1867 году в память избавления Императора Александра II от смерти в 1866 г. В иконостасе этого собора в местном ряду находится икона благоверного князя Александра Невского, подаренная обители Императором Александром III в память о его родителе – убиенном Императоре Александре II. Поэтому в день памяти Собора всех святых русских Государей торжественное богослужение прошло и в этом русском храме на Святой Горе.
Портал «Русский Афон» приводит выдержки из статьи в журнале «Душеполезный собеседник», издаваемом Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырем:
«Святые благоверные Государи составляют особый, весьма многочисленный собор святых Русской Церкви. Лик благоверных русских Государей включает в себя представителей обеих династий, правивших на Руси за 1025-летие ее христианской истории, и насчитывает в своем составе 150 венценосных угодников Божиих, канонизованных к общему или местному почитанию. Среди них два Царя: Феодор Иоаннович из династии Рюриковичей и Николай Александрович из династии Романовых; 40 Великих и 91 удельных князей и княгинь из Дома Рюриковичей; 17 представителей Дома Романовых. Многочисленностью этого собора обусловливается и многообразие подвигов, которыми каждый из них угодил Богу, и заслужили добрую память и почитание соотечественников.
Это дает возможность распределить собор святых Государей по ликам в соответствии с подвижническим служением каждого Государя или Государыни. Среди прославленных Русских Государей можно выделить лики равноапостольных, мучеников, преподобных, преподобномучеников и благоверных. Таким образом среди святых русских князей и Царей было 2 равноапостольных Государя, 52 мученика (37 из Дома Рюриковичей и 15 из Дома Романовых), 26 преподобных и 70 благоверных.
Каждый из святых Государей был поставлен Промыслом Божиим перед судьбоносным выбором. Каждый – перед своим. Христианство или идолослужение. Благочестие или нечестие. Верность христианскому долгу ценой собственной жизни или временная жизнь ценой вероломства и измены.
Власть, богатство, слава или же – монашеское послушание, кротость, безчестие и безвестность. Удивительно то, что выбор, сделанный каждым из них, повлиял на судьбу всей Русской земли, сформировал историческое лицо нашего Отечества, то, что мы называем Святою Русью. Их личный подвиг создал образ благоверного Государя, «доброго Царя-батюшки», притягательный и приснопамятный для русской души. Этот образ настолько устойчив, что задает критерии оценки деятельности всех последующих правителей Руси…
Благочестие, святость – это и есть те скрепы, которые постепенно сплачивали Русскую Землю, русских людей вопреки всем внешним и внутренним противодействиям. Благочестие и святость – это и есть код нашей идентификации. Благодаря этому и крепла всегда Русь, несмотря на все, что с ней происходило.
Сейчас много говорится и поется о Святой Руси, о новом собирании Руси. Слава Богу, что мы сохранили понятие и стремление к этому. Но необходимо также и понимать, что без стремления к святости, без нравственной ответственности, без четкого представления о своем долге и своих обязанностях перед Отечеством, обществом, своей семьей и лично перед Богом за свою собственную душу – никакой Святой Руси не будет. При растущих в обществе тенденциях эгоизма, наживы и неслыханного разврата о каком собирании Руси может идти речь? Ради чего собирать: ради греха?! Но тогда это не Святая Русь, а Вавилон, который рано или поздно рухнет и погребет всех под своими обломками…
Русские князья, святые и не прославленные, стремясь преодолеть раздробленность, заключали выгодные экономические союзы, объединяли границы, организовывали совместную оборону против общей угрозы. Но в то же время они осознавали, что главный фундамент, на котором зиждется Русская Земля, это вера и благочестие.
Духовно-нравственное совершенствование является идеалом Святой Руси. Это тот остов, костяк нашего Отечества, который отличал всегда нашу особую цивилизацию от либеральной Европы. Русь должна возродиться как столп веры и благочестия, как сила, удерживающая мир от нравственно-духовной деградации.
Православная цивилизация – это и есть тот самый Удерживающий, который отодвигает мир от погибели.
Когда подумаешь об этих почти 150-ти святых русских правителях, то осознаешь: какая же это мощь! Они все до сих пор присутствуют в нашей истории, потому что молятся Богу за всю Русскую Землю. Поистине – это великая сила.
Факт наличия токового большого количества святых, угодивших Богу не где-нибудь в пустыне и лесу, но на самой скользкой и опасной стезе, таящей множество препятствий и соблазнов для христианской нравственности, говорит о глубокой религиозности русской души, о распространении христианства не только на широте географических просторов, но и в глубине человеческих сердец, от простолюдина до князя и Царя. Это явление можно назвать одним из феноменов русской святости. Ни в одном другом народе не было явлено такого числа благочестивых правителей. Во всей Европе вместе с Англией взятой, к лику святых причислено всего два десятка королей, графов, герцогов и их близких родственников. Причем 9 из них прославлено еще до 1054 года, и потому являются святыми не столько католическими или англиканскими, но Соборной Православной Церкви».