Новые документы из следственного дела священномученика …
В архиве ФСБ по Санкт-Петербургу хранится многотомное следственное дело 1922 года о «сопротивлении изъятию церковных ценностей», по которому обвинялись причисленные к лику святых митрополит Вениамин (Казанский), архимандрит Сергий (Шеин), миряне Ю.П.Новицкий и М.И.Ковшаров. В этом деле нет сведений о дате и месте их расстрела, т.е. нет справки о приведении приговора в исполнении, как это встречается в следственных делах. Сотрудниками рабочей группы при Московской епархиальной комиссии по канонизации святых в ГАРФе было обнаружено еще одно дело митрополита Вениамина. Это кассационная жалоба адвокатов осужденных и просьбы о помиловании, приговоренных к высшей мере наказания.
Все заявления о помиловании, кроме митрополита Вениамина, написаны рукой осужденных. Прошения же самого митрополита, почерк которого мы хорошо знаем, в деле нет. Есть прошение только его адвоката Гуровича.
Рассматривалась данная кассационная жалоба как «дела петроградских церковников» в Москве с 3 по 8 августа 1922 года на заседании Верховного Трибунала Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов.
10 августа постановление было готово: «В отношении осужденных Казанского, Новицкого, Шейна и Ковшарова приговор Петроградского Ревтрибунала оставить в силе. В отношении осужденных Плотникова, Огнева, Елачича, Чельцова, Чукова и Богоявленского – заменить высшую меру наказания пятью годами лишения свободы».
На этой выписке протокола N 51 была сделана пометка: «Настоящая копия выписки препровождена в Петроградский Ревтрибунал 16/VIII-22 N 2633».
Понятно, что без получения этого документа, осужденных не могли расстрелять, а если учесть, что документ был отправлен, как было принято тогда, специальным нарочным, то расстрел, состоялся, скорее всего, после 17 августа. Сейчас же принято считать день памяти митрополита 13 августа. Как выясняется, мы не знаем не только даты расстрела митрополита Вениамина, но и места его казни. Исследование, проведенное нашей Комиссией по канонизации совместно с сотрудниками архива ФСБ, позволяет сделать вывод, что осужденных могли увезти в Москву, или другой город, что часто практиковалось в таких случаях, где и произведена была казнь.
Хочется подчеркнуть, что это «открытие» не имеет никакого отношения к вопросу канонизации: факт мученической кончины за Христа неоспорим. Это говорит только о том, что историкам необходимо полностью погружаться в исследовательскую тему, исчерпывая абсолютно все ее источники, чтобы не оставлять «хвосты» для последующих поколений. Дату же памяти митрополита, конечно, можно исправить, но для этого необходимо дальнейшее исследование.
Лидия Ивановна Соколова, секретарь Комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии