Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы Божескую и человеческую.
Неправильный Крест – |
Правильный Крест |
Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб – для освящения нашего ума, на чрево (живот) – для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи – для освящения наших сил телесных.
Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу – грешим, грех этот называется кощунством. Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т.д. Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь”, выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию. Слово “аминь” – значит: истинно, правда, да будет так.
К сожалению, некоторые неправильно наносят на себя Крестное знамение, опрокидывая на себя Крест Христов, – это победное знамение Христово над диаволом. Тому бесы радуются. Приведенный здесь рисунок дает полное наглядное объяснение.
Да сохранит нас Господь от всяких, даже самых малейших, отклонений от исконно-православной веры Христовой.
Примеры силы Святого Креста и крестного знамения.
Из жития преподобного Венедикта Нурсийского
(14 марта ст. ст./27 марта н. ст.)
Иноки одного монастыря убедили святого Венедикта стать их игуменом; но потом многие из них были недовольны введенной им строгостью, не хотели исполнять монастырских уставов и раскаивались, что избрали такого строгого игумена. Недовольные за трапезой влили в вино яд, чтобы отравить преподобного. Преподобный Венедикт осенил стеклянную чашу крестным знамением, и она разбилась.
— За что вы умыслили на меня злое? — кротко сказал он братии. — Не говорил ли я вам прежде, что мои нравы не согласуются с вашими? Ищите же себе другого настоятеля.
Благословив братию, преподобный удалился в свою прежнюю пещеру.
Из жития преподобномученика Никона епископа
(23 марта ст. ст./5 апреля н. ст.)
Святой Никон, будучи еще язычником, служил в войске. Мать его, христианка, отправляя сына на войну, много говорила ему о силе Креста Христова и уверяла его, что если в опасности он оградит себя крестным знамением, не поразит его никакое оружие. И вот во время битвы, будучи стеснен врагами, Никон вспомнил совет матери. Он осенил себя крестным знамением и произнес:
— Яви во мне, Христе Боже, силу Креста Твоего, и отныне я буду рабом Твоим и вместе с моею матерью поклонюсь Тебе.
Он смело бросился на врагов, и никто не мог сопротивляться ему: так действовала и помогала ему сила Креста Христова. Возвратясь невредимым с войны, Никон принял Святое Крещение и впоследствии, уже в сане епископа, пострадал мученически за Христа.
Из жития преподобного Феодора чудотворца
(5 июня ст. ст./18 июня н. ст.)
Преподобный Феодор покинул мир и, постригшись в иноки, жил в пустыне Иорданской. Своими трудами он угодил Господу. Господь дал ему дар чудотворений. Однажды он плыл по морю в Константинополь. Во время плавания на корабле оказался недостаток в воде. Преподобный с молитвою перекрестил морскую воду и сказал корабельникам:
— Благословен Бог, почерпните воды!
Когда вкусили воды, то увидели, что морская вода претворилась в речную, и наполнили ею сосуды.
— Не для меня, — сказал преподобный, — сотворилось это чудо Божие, но для вас, скорбящих о недостатке воды для питья; Господь умилосердился над вами и претворил морскую горькую воду в речную, сладкую!
Из жития преподобного Кирилла, игумена Белозерского
(9 июня ст. ст./22 июня н. ст.)
Однажды в обители загорелись кельи; пожар угрожал монастырю; преподобный взял крест и пошел к огню. Бывший тут мирянин, пришедший из города, увидев преподобного с крестом, посмеялся. Но преподобный молитвами угасил пожар, а посмеявшийся мирянин был наказан болезнью, но когда раскаялся, то получил от преподобного исцеление.
Из жития преподобных Иулия пресвитера и Иулиана диакона
(21 июня ст. ст./4 июля н. ст.)
Однажды, когда святые Иулий и Иулиан создали церковь в Цивле, один из работников по неосторожности отсек себе большой палец левой руки; от боли и кровотечения работник упал, как мертвый. Святые братья приложили отсеченный палец к суставу его и осенили крестным знамением. Палец прирос к своему суставу.