Протоиерей Максим Козлов считает, что христианину стоит ограничивать свое пребывание в соцсетях …
В конце марта Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал результаты опроса, посвященного отношению россиян к Великому посту. Помимо традиционных ограничений в пище и развлечениях, около 13% опрошенных, имеющих доступ к интернету, заявили, что ограничат пользование Всемирной паутиной и, особенно, социальными сетями, пишет газета «Культура».
В Русской Православной Церкви эта позиция всецело одобряется и поддерживается. Так, глава Отдела по взаимоотношению Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин еще накануне Великого поста предложил соблюдать строгость и в информационном плане. А первый заместитель председателя Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов лично удалил аккаунт в самой популярной сети Facebook, приняв решение не возвращаться больше в соцсети. В связи с этим «Культура» расспросила отца Максима об «информационном посте».
Отвечая на вопрос, почему он считает, что христианину стоит ограничивать свое пребывание в социальных сетях, отец Максим сказал: «Для начала я хотел бы напомнить известные слова преподобного Максима Исповедника о том, что нет вещей, дурных по своей природе, но есть вещи, дурные по своему употреблению. В полной мере это относится и к социальным сетям. Конечно, нам могут привести немало примеров – как благодаря соцсетям собираются деньги на лечение тяжело больного ребенка, помогают людям, пострадавшим от произвола чиновников, как давно потерявшиеся родственники находят друг друга, и тому подобное. Конечно, есть и такие примеры. Наверняка бывало, что автомат Калашникова использовался для фейерверков в детском саду, а не по основному назначению. Но большинство людей, склонных Великим постом отказаться от тех же социальных сетей, отлично понимают, что находят там вовсе не пользу и душеполезное чтение. И что каждая очередная их запись наполнена не столько любовью к ближнему, сколько выставлением собственной жизни напоказ и гонкой за излишней, отягощающей сознание и разум, но при этом совершенно бесполезной информацией. Причем не обязательно греховной (понятно, что в интернете есть и такие вещи, которые не стоит смотреть не только постом), но именно бесполезной — ведь информационный понос из социальных сетей заполняет не только разум, но и души людей. И во время Великого поста, когда мы стремимся к чистоте и немногословию, этому потоку разумно поставить предел».
По мнению священника, провождение значительной части своего времени в соцсетях стало существенной проблемой в духовной жизни современного человека: «Одним из побуждений к такому времяпрепровождению (и этим оно особенно опасно) является иллюзия создать себе “другую жизнь”. Не ту, в которой я живу реально, но которую я “создаю” собственной волей. Захочу — найду себе нового “друга”, захочу — вычеркну его. Могу казаться смелым, хотя на самом деле трус, казаться нежным, хотя на самом деле хам, умным, хотя просто научился “копипастить”. Могу сделать многое из того, что в реальной жизни разыграть нельзя (ведь поэтому и появилась знаменитая евангельская фраза “нет пророка в своем отечестве”). Именно создание иллюзии, комфортного самоощущения и есть один из самых притягательных соблазнов соцсетей».
А чтобы пребывание в соцсетях не стало страстью, считает отец Максим, нужно помнить принцип, которому учил еще Аристотель: «ничего слишком». «Надо жестко контролировать или, выражаясь интернет-языком, “модерировать” собственное присутствие в социальных сетях, – отметил он. – По времени и по сути (жестко отсекать пустой треп и контакты, не связанные с профессиональными интересами и реальной пользой другим людям). И обязательно время от времени проверять, что же в итоге получается из моего присутствия в соцсетях? И если из этого не выходит никакого блага, то нужно научиться говорить себе “стоп!”».
«Конечно, было бы прекрасно, как об этом недавно сказал отец Всеволод Чаплин, заменить виртуальное общение чтением литературы. И здесь, кстати, вполне можно провести аналогию с курильщиками, которые перед тем, как окончательно бросить свою пагубную привычку, для начала заменяют настоящие сигареты электронными. И если уж многие из нас совсем разучились читать бумажные книги, то вполне можно купить “ридер” и читать на нем ту же классическую литературу: ощущения остаются прежними — пальцы водят по сенсорной панели, глаза смотрят в электронный экран, но содержание — совсем иное, положительное», – посоветовал пастырь.
Отвечая на вопрос издания, что заставило его покинуть Facebook, ведь его страничка была весьма популярна, отец Максим сказал: «То, что когда-то начиналось как интересное общение между единомышленниками, постепенно превратилось в бросание слов в бездонный колодец. И именно поэтому я принял решение больше не тратить на это время и душевные силы и уже не возвращаться ни в какие социальные сети».