Священник Сергий Карамышев о канонизации святителя Серафима (Соболева), напугавшей протодиакона А.Кураева …
Прославление в лике святых архиепископа Серафима (Соболева) Архиерейским Собором исполнило радости сердца православных патриотов. Еще сравнительно недавно триаду «Православие – Самодержавие – Народность» воспринимали едва ли не как чудачество, не имеющее никакого реального приложения к современной политической жизни. И вот человек, вновь давший названным принципам блестящее теоретическое обоснование и предсказавший им будущность еще в 30-40-х годах прошлого века, отныне будет изображаться со святым нимбом, который означает, что он исполнен Святого Духа, что он богоносец и что говорил и действовал не столько от себя, сколько по божественному вдохновению.
Слово «идеология», формально отрицаемое действующей Конституцией в качестве необходимой основы государственной жизни, получает не только оправдание, но и освящение. Это слово было в последние десятилетия изрядно затаскано, и зачастую стало восприниматься как синоним пропаганды. Теперь, после прославления в лике святых автора написанной в 1934 г. книги «Русская идеология», оно зазвучит с новой силой.
Имя «Серафим» значит «Пламенеющий». И это имя наилучшим образом выражает сущность духа вновь прославленного святителя. Он во время земной жизни пламенел о Божией славе, безпощадно клеймил масонов, папистов и экуменистов как злейших врагов Божиих. Его литературное наследие востребовано современностью как хлеб.
Вслушаемся в огненные слова этого провидца: Теперь, если мы хотим спасения и возрождения России, то должны всемерно стремиться к тому, чтобы у нас опять был самодержавный Царь, Помазанник Божий, который, как душа русского народа, возродит Россию, и она опять сделается великой и славной на страх всем ее врагам, на счастье своего народа.
Ценность цитируемого труда владыки не в каких-то новых, никем не слыханных, мыслях. Напротив, большинство этих мыслей известно целые столетия. Ценность в том, что он, сконцентрировав, ввел их в современность, дал им свежее звучание. И призвал русский народ к покаянию за отступничество от Христа, Его Церкви, от богоучрежденной Царской власти, от нашей исконной идеологии.
Вслушаемся: Несомненно, Господь наказал русский народ за его удаление от Него, за то, что он изменил свой религиозно-нравственный идеал, к которому был призван Богом, политическим идеалом с его стремлением к учреждению в России демократического строя, к чему русский народ никогда Богом не призывался.
Призвав к покаянию, святитель Божий не обошел вниманием и те чуждые направления мысли, которые, подобно вирусам, проникли в организм русского народа и едва его окончательно не погубили: Не надо забывать, что демократических форм правления у нас требовали представители либерализма, в особенности его крайних направлений, которые не только совсем порвали с религиозно-нравственным идеалом русского народа, но сделались непримиримыми врагами нашей Церкви.
Ревнители либерального кошмара, ныне цепляющиеся за статью все более устаревающей действующей Конституции, где прописано отделение Церкви от Государства, по необходимости должны были вступить в противостояние с ревнителями принципа симфонии Церкви и Государства.
И вот как остро и современно звучать обличения Божия святителя в адрес первых: Вне всякого сомнения, на отделение Церкви от Государства русская безбожная интеллигенция во главе с ее руководителями-масонами смотрела как на главное средство борьбы с Церковью. «Борьба против Церкви – по свидетельству исследователей масонства, – кончится, когда отделение Церкви от Государства станет совершившимся фактом, когда Церковь станет частным обществом». Таким образом, отделения Церкви от Государства желали явные враги православной Церкви как средства ее уничтожения. Но к осуществлению сего желания стремятся и скрытые враги Церкви, которые лицемерно, под предлогом своих якобы забот о благе ее в целях приобретения ею полной свободы и независимости от государственной власти проповедуют отделение Церкви от Государства.
В разряд обозначенных святителем «скрытых врагов Церкви» просто классически вписывается, к примеру, недавно отстраненный от высокой должности в Патриархии Сергей Чапнин, опубликовавший в ноябре прошлого года в папском американском журнале First Things статью «Церковь империи». Здесь как раз порицается отход от либеральных принципов в сторону симфонии. Ностальгируя по «демократическим» 90-м годам прошлого столетия, Чапнин выдвигает в качестве безусловно отрицательного следующее, появившееся в 2000-х, положение: формирование новой идентичности через проповедь патриотизма и традиционных ценностей в полном согласии с внутренней и внешней политикой государства. Надеемся, теперь таким, как Чапнин, проталкивать свою прокисшую либеральную идеологию, будет сложней.
Сколь неистово возмущались либералы после впервые состоявшегося год назад в стенах Государственной Думы выступления Патриарха! Как же: нарушается их священный принцип отделения Церкви от Государства, если Патриарх выступил перед законодателями. В их ущербном понимании это означает: Церковь хочет управлять Государством.
Прекрасный ответ этим безпочвенным обвинениям дает владыка Серафим: Со стороны Императоров для нарушения симфонии властей была опасность увлечься цезарепапизмом. Но церковная власть не могла произвести нарушения симфонии проявлением папоцезаризма, ибо Православной Церкви совершенно не свойственны стремления папизма к господству над Государством. Идеал Православной Церкви состоит не в политическом властительстве над Государством, а в достижении нравственным подвигом святости и благодати Св. Духа для вечного единения со Христом в Его Царстве и здесь, и на небесах… Стремление Православной Церкви к политической и государственной власти было бы равносильным стремлению к самоотречению и самоуничтожению. Поэтому никто из представителей церковной власти в Православной Церкви одинаково, как Византии, так и в России, никогда не стремился к папоцезаризму.
Из либерального лагеря уже в самый день прославления святителя не замедлила последовать реакция в виде статьи протодиакона Кураева «Сегодня для правослактов изготовят святого покровителя».
Претензия здесь выложена кратко: Собор канонизирует архиеп. Серафима (Соболева), который еще в 1938 году советовал в будущей России ввести смертную казнь для проповедников атеизма. Здесь имеются в виду слова владыки из заключения к книге «Русская идеология»: народ наш должен неуклонно осуждать безбожие и всякие отклонения от православной веры и всемерно способствовать тому, чтобы в его будущем государственном законодательстве, в осуществление мысли епископа Феофана Затворника, был закон, сурово – вплоть до смертной казни – карающий пропаганду атеистических воззрений и в особенности кощунства. Про святителя Феофана Кураев не упомянул по понятным причинам: все же выступать против мнения сразу двоих святителей даже такой медиа-персоне проблематично. А еще, наверное, стало неуютно от опасения: а вдруг и ему самому за публичное оправдание кощунства в 2012 году кое-что теперь перепадет? Известно: лучший способ защиты – нападение.
Не напрасно подытоживает свою заметку скорбный протодиакон следующими, опять-таки кощунственными, словами: Эта канонизация означает, что удаление Чаплина не означает пересмотра патриархом своей после-пуськиной системы ценностей и реакций. Страшная обида, неизбывная неприязнь «предателя в рясе» звучат в каждом слове!
В конце цитируемого труда святителя представлен основанный не только на теоретических выкладках, но и на живой вере, ясный взгляд в будущее России: Конечно, русская идеология в последнее время была весьма сильно извращена, вследствие отступления русского народа от православной веры. Но ныне народ наш возвращается к ней своими великими страданиями. А вернувшись к православной вере, он вернется и к царской самодержавной власти как основанной на этой вере (Вот ответ таким, как Чапнин, почитающим парадоксальным разворот Церкви от либеральной мути в сторону союза с сильной государственной власти – С.К.). Русский народ в особенности любил и почитал тех из своих Великих Князей и Царей, которые отображали в своей личной и государственной жизни его идеологию и являлись истинным оплотом православной веры. Поэтому весьма многих из них, чрез Церковь свою, народ причислил к лику святых. И теперь, при возрождении России, народ наш, познавши горьким опытом всю разрушительную силу неверия и зная, что только истинная самодержавная царская власть в России может быть могущественным оплотом православной веры как основы и личного спасения, и процветания Государства, восстановит ее, будет ценить ее, будет особенно любить и почитать ее достойных представителей как выразителей идеологии народа.
В этих последних словах заключается ответ на вопрос: почему В.В. Путин имеет широчайшую поддержку в народе, почему он вышел на уровень самого влиятельного в целом мiре политика. Он защитник святого Православия и проводник в реальную политическую жизнь русской идеологии. Где уж тут гиркиным, кучеренкам, эль-мюридам, лимоновым, крыловым, просвириным и прочим январистам с ним тягаться!
Бросая взгляд в будущее, на восемь с лишним десятилетий, достигая им наших благословенных времен, святитель Серафим призывает: без всяких колебаний будем стремиться к восстановлению в будущей России самодержавной власти Царя Помазанника Божия.
И так как это стремление наше является основанным на православной вере, то Сам Господь будет нашим Помощником в этом святом и патриотическом деле. Он Своею Божественною благодатью осуществит его на благо России. Чрез нашу православную веру Он возродит ее и покажет вновь на русском народе всю силу его веры, о которой некогда Его возлюбленный ученик и Апостол Иоанн Богослов сказал: сия есть победа, победившая мiр, вера наша (1 Ин. 5, 4).
Аминь. Святителю отче Серафиме, моли Бога о нас!
Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия