В день Торжества Православия мы приносим благодарение нашему Господу за великий дар ― самый великий, какой только может быть дан человеку ― исповедание истинной веры. Как оказались мы в Православной Церкви? На чьи молитвы о нас ответил так щедро Господь? Отозвался на наше стремление понять себя, на наш поиск смысла жизни, на наши самые сокровенные чаяния, на наше самое глубокое желание достигнуть полноты бытия? Или, может быть, мы называем себя православными только потому, что мы родились в православной семье, в некогда православной стране, где и сегодня большинство населения, согласно официальной статистике, называют себя православными? Увы, только лишь называют!
Этот день, Торжество Православия, связан с воспоминанием о сокрушении ереси иконоборчества, когда благочестивая Царица Феодора вместе с верными Православию епископами защитила истину иконопочитания. Этот догмат является как бы печатью всех догматов, он свидетельствует о тайне Воплощения Божия, о том, что Бог стал видимым человекам, и может быть изображаем. Этим изображениям мы не можем не поклоняться, мы молимся перед ними, целуем их и получаем от них освящение и исцеление. Бог стал человеком, и человек верностью истине может приобщиться Божественной жизни, и стать вовеки живым. Потому святая Церковь анафематствует сегодня не только ересь иконоборчества, а все лжеучения, каждое из которых — духовная смерть. Где нет истинной веры, там нет спасения. И все, кто принял Божественное помазание во святом крещении, — не только священники и епископы, — призваны различать малейшее уклонение от путей жизни.
Как же так получилось, что христиане — выдающиеся умы, богословы — восстали против иконопочитания? Мы помним ответ на это святителя Игнатия (Брянчанинова), что еретики могли быть иногда людьми гениальными, но они были людьми страстными, в аскетическом смысле этого слова, то есть исполненными гордыни, в которой заключены все грехи, вместе взятые. Они хотели утвердить свой ум, свое восприятие иконы — чувственное, а не духовное. И доходили до кощунства и богохульства. Они называли поклонение иконам идолопоклонством. У них не было зрения отличить присутствие Божие в иконах от бесовского — в идолах. Вот какой была их богословская образованность, их благочестие! Они скоро в полной мере это и показали. Как только им представилась возможность, огнем и мечом они начали гнать православных, защищающих иконы. Иконы сжигались, а те, кто поклонялся иконам, предавались смерти и ссылкам. Здесь напоминание нам, что верность истине всегда дорого стоит.
Святая Церковь совершает этот праздник после первой недели Великого поста, чтобы мы помнили, что только молитвой, покаянием, очищением ума и сердца мы приближаемся к Богу, и только тогда Бог открывает нам Свои тайны.
В Евангелии праздника сказано, что один из будущих апостолов Филипп был призван непосредственно Самим Христом ― не так, как Андрей, которого направил ко Христу Иоанн, или как Петр, приглашенный своим братом. У Бога разные пути приведения избранных Своих к Себе. Иисус находит Филиппа. Христос искал нас и нашел нас, прежде чем мы могли заинтересоваться Им. Имя Филипп ― греческого происхождения, употребительное среди язычников, но Христос не меняет его имени. Он был призван на следующий день после призвания первых апостолов. Когда речь идет о деле Божием, мы не должны терять ни одного дня. Господь решил отправиться в Галилею. Христос найдет всех, кто дан Ему. Филипп стал учеником силой Христа, Который, проходя мимо него, сказал: «Следуй за Мной». В Евангелии сказано, что Филипп был родом из Вифсаиды, как Андрей и Петр. У Вифсаиды была дурная слава (Мф. 11: 21). Но и там был остаток, согласно избранию благодати. И сегодня Отечество наше, утратив былое величие, стало посмешищем в глазах многих. Но у Господа везде есть Свои люди.
Нафанаил был приведен ко Христу Филиппом. Хотя Филипп сам только что узнал Христа, он торопится найти своего друга. Филипп говорит: «Мы нашли Того, о Ком писали Моисей и пророки». Какую радость пережил Филипп от встречи со Христом: «Мы нашли Того, Кого так долго желали увидеть»! Наконец-то Он пришел, Он пришел, и мы нашли Его! Какое преимущество для него было в том, что он хорошо знал Писание Ветхого Завета, которое уготовляло его ум для принятия евангельского света. Не для того ли в течение всего Великого поста Церковь предлагает нам так обильно чтение Ветхого Завета? Филипп по наивности своей говорил: «Мы нашли Его». На самом деле Христос нашел их прежде, чем они нашли Христа. Они не познали Его, как говорит апостол Павел, но были познаны Им.
И мы слышим возражение Нафанаила: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Его осторожность непредосудительна. Святые отцы говорят, что мы должны всегда проявлять осторожность в рассмотрении истины. Наше правило: все испытывай. Его возражение проистекало из неведения. Он говорил, что Мессия не должен быть из Назарета, и был прав, но он не знал, что Христос родился в Вифлееме. Поэтому слова Филиппа: «Иисус из Назарета» вызвали это возражение. И вот краткий ответ Филиппа: «Иди и посмотри». Наших знаний может быть достаточно для нас самих, но их может оказать недостаточно, чтобы заставить замолчать наших искусных противников. Мудрость и ревность по истине заключается в том, чтобы когда мы не находим как ответить вопрошающим нас, мы направляли их к тому, кто может. «Иди и посмотри». Идем вместе, я пойду с тобой. Сколь многие оказываются вне истинной веры из-за нелепых предрассудков, которые они составили о Православии (на основании случайных обстоятельств, вовсе не раскрывающих суть его).
Что же произошло в этой встрече Нафанаила с Господом Иисусом Христом? Нафанаил не напрасно пришел, и увидел. Вернее, Христос увидел его идущим к Нему, и сказал стоящим рядом: «Вот истинный израильтянин». Господь похвалил его, потому что знал, что он ― смиренный человек. Нафанаил возражает Христу, но Господь видит его сердце. «Вот истинный израильтянин», «ибо не все Израиль, кто от Израиля». Но здесь ― истинный израильтянин. Истинный последователь доброго примера богоизбранного народа. Это был истинный сын праведного Иакова, тот, кто истинно исповедал веру Израиля, тот, чье исповедание веры было согласно с его жизнью. Он иудей внутренне, потому он ― христианин. Он тот, в ком нет никакой фальши, нет ничего лживого по отношению к людям, тот, кому можно доверять. И нет ничего лживого по отношению к Богу, искренний в покаянии в своих грехах. Истинный израильтянин ― православный христианин ― чудо Божественной благодати.
Нафанаил с удивлением слушает Христа. «Откуда Ты меня знаешь?» Он искренне поражен, он не попался на похвалу. Знает ли нас Христос? Стремимся ли мы знать Его? И Христос показывает ему Себя: «Прежде чем Филипп позвал тебя, Я видел тебя». Христос дает ему понять, что раньше знал его, и тем самым являет Свое Божество. Прежде чем Филипп позвал его, Он видел его под смоковницей. Христос знает нас ― прежде чем у нас будет какое-либо знание о Нем. Взор Господа был на Нафанаиле, когда тот был под смоковницей. Это было то, что никто, кроме Нафанаила, не мог знать. Очевидно, Нафанаил молился, стоя под смоковницей, размышляя о тайне грядущего Мессии, и сердца его коснулась небесная благодать. Так он обрел истинную веру в Иисуса Христа. «Равви, Ты ― Сын Божий, Ты ― Царь Израилев».
Мы видим, как твердо, всем сердцем исповедует он эту веру. Он исповедует пророческое служение Господа, называя Его Учителем. И он исповедует Его Божественное служение и Божественную Его природу, называя Его Сыном Божиим. Если Он Сын Божий ― Он Царь Израиля Божия, всех людей, призванных ко спасению.
В ответ Христос тотчас открывает большее Нафанаилу: «Ты веруешь, потому что Я сказал, что видел тебя под смоковницей». Сердце Нафанаила было заранее приготовлено к восприятию истины, и Господь обещает ему бóльшую благодать в утверждении в истинной вере. «Больше этого увидишь», ― говорит Христос. Бóльшие чудеса и чудо Воскресения. Кто хранит истинную веру, тому будут даны бóльшие удостоверения в ней. И каких бы откровений ни сподоблялись мы здесь на земле, у Господа всегда еще есть бóльшее для нашего просвещения и утешения.
И Господь обращается ко всем, познавшим истинную веру: «Отныне будете видеть небо отверстым». «Истинно говорю вам», ― возвещает Христос, придавая исключительный вес Своим словам, в полноте утверждая то, что несомненно истинно. Это торжественное возвещение Откровения Божия. Нафанаил исповедал Его Сыном Божиим и Царем Израилевым. Христос же Сам называет Себя Сыном Человеческим, являя Свое смирение и показуя Свое совершенное приобщение нашей судьбе. Господь говорит: «Отныне будете видеть небо отверстым, и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Это исполнилось в многоразличном служении ангелов нашему Господу ― до Креста Его и Воскресения. До Его Вознесения, когда Он завершил Свое спасительное служение роду человеческому, и небо открылось, чтобы принять Его, и ангелы Божии восходили и нисходили к Нему. Это дано было видеть апостолам. Это дано зреть всей апостольской Церкви. Это торжество мы празднуем, восходя к Пасхе. Всякий дар совершенный нисходит свыше. Христос ― начало и конец, камень основания и краеугольный камень. Как говорит апостол Павел: «Все Им стоит» (Кол. 1: 17). И Церковь Божия, по слову преподобного Силуана Афонского, крепка святою мыслью и терпением. Вот ответ о значении чистоты нашего исповедания ― Христос. Потому не будем никогда ничего просить у Бога, кроме Бога. И избавления от всего, что мешает быть с Богом. От всякого ложного мудрования о вере и от всякого греха. Все остальное приложится.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России