Расхристанная Европа: христианские святыни бегут в Россию

Я купил прямо в московском метро мощи святого Иосифа Обручника (Труженика), того самого Иосифа, который учил Христа плотничать и привел его в Иерусалим. Не было сомнений, что мощи подлинные — старинный ковчег выломали из реликвария какого-то закрытого итальянского храма и привезли в Россию на продажу — пишет в статье в Комсомольской Правде Дмитрий Стешин.

«ПОТОМКАМ БЕЗ НАДОБНОСТИ»

Овальная серебряная капсула-мощевик была размером с ладонь и органолептически не вызывала подозрений. Тусклое старое серебро, окислы на стыках. Стекло по краю обколото вручную при подгонке к овальной рамке. Тыльная сторона капсулы в пятнах ржавчины, похожей на кровь, — так бывает, когда металлический предмет врезан в дерево, которое то впитывает влагу, то отдает ее. Приморский климат? Так, сургучная печать епископа. По всем католическим правилам мощи опечатаны. Но шнурочки, скреплявшие печать, перерезаны и какие-то мощи изъяты, поэтому продавец просит так дешево — 15 тысяч рублей. Выцветший шелк подложки — с вышивкой, ему за полторы сотни лет, видно глазу… И еще было вот это странное необъяснимое чувство, которое появляется внутри в каждом верующем, когда он прикасается к намоленной иконе. Иногда это тепло, иногда волны чего-то, от которых тебя даже пошатывает… Я осторожно вертел мощевик так и этак под неярким светом ламп подземного перехода метро. Сравнивал с макроснимками, которые мне заранее выслал продавец. Он, сухощавый немолодой мужчина, терпеливо ждал. На интернет-странице продавца таких мощевиков и реликвариев на данный момент выставлено полторы сотни. Есть множество откликов от покупателей. Католическими святынями он торгует не первый год. Нареканий не было, несколько экземпляров даже возили в Воронеж, в лабораторию, которая занимается экспертизой подобных артефактов.

— Вообще у меня специализация — европейский фарфор, посуда и малые скульптурные формы, — вдруг говорит мне продавец. — А это — это даже не бизнес. Я ничего не наживаю, может быть, чуть-чуть – за беспокойство, что ли, за перевозку. Не каждому и продам…

— ?
—  Сатанисты несколько раз у меня пытались что-то купить, какие-то апостольские артефакты. Я так понимаю, им для обрядов нужно было, для осквернения.
— Откуда ваши лоты? Это из закрытых церквей?
— И из церквей в том числе. Люди верующие умирают, а потомкам без надобности. У антикварных дилеров часто попадаются мощи, я выкупаю и привожу в Россию. В Европе они никому уже не нужны…

«ВМЕСТО ШМОТОК ВЕЗУТ РЕЛИКВИИ»

О том, что Европа чуть ли не оптом распродает свои святыни, я узнал случайно лет пять назад. И знание это не сразу уложилось у меня в голове. Был задушевный разговор с одним из губернаторов северных областей России. И губернатор вдруг признался, что в последние годы везет из поездок в Европу не шмотки из бутиков, а никому там не нужные церковные реликвии. Несколько раритетов он передал в монастырь, который сам помогал восстанавливать. Передал, когда несколько монахов приняли схиму. Все остальное хранится в его маленькой квартирке на окраине Москвы, и он пока не знает толком, что делать с этим сакральным богатством.

Я, конечно, сделал стойку на эту историю, но губернатор взял с меня клятву не писать про это ни слова. Потому что делает он это не для пиара, и вообще для верующего человека ситуация очень неприятная и некрасивая. А потом я наткнулся в интернете на свободно продающееся собрание католических святынь. Свободно продавалась, например, частица Туринской плащаницы за 300 000 рублей. В пояснении к лоту было сказано: «Опечатано неповрежденной сургучной печатью епископа Варфоломея Менохио, папского ризничего, в 1827 г. Не вскрывался. В комплекте с аутентичным документом 1822 года». Или «Мощевик с частицами тел апостолов и мучеников, опечатанный аббатом итальянского монастыря Святого Илии, и с документом от 1750 года за подписью того же аббата» — 245 тысяч рублей.

Мне из этого собрания, по моим средствам, досталась частица мощей Иосифа Обручника. В Евангелии от Матфея написано, что Иосиф был обручен с Девой Марией, отсюда и такое прозвание. В Евангелии от Луки сообщается, что именно он учил Иисуса плотничать. Отсюда его второе прозвание – Иосиф Труженик. И как ни странно это совпадение, но 1 мая – день его поминовения. Иосиф и Мария пришли с двенадцатилетним Иисусом в Иерусалим. Где Сын Божий потерялся. Нашли его только через три дня в храме – сидящим среди учителей и спрашивающим их. Дословно на слова Своей Матери: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» Иисус ответил: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2: 48 – 49). Этими словами Иисус подтвердил, что Иосиф не был его физическим отцом, и впервые засвидетельствовал свою особую связь с Богом. Мощи Иосифа Труженика до сих пор хранятся в Иерусалиме, но их часть попала в Европу вместе с крестоносцами. А теперь они лежат у меня на ладони в серебряной коробочке, под мутным, чуть волнистым старинным стеклом.

Конечно, можно долго дискутировать о подлинности этих сакральных раритетов, устроив то, что называют в интернете «специальная олимпиада». Можно цитировать беседу Остапа Бендера с ксендзами или богоборческий фильм «Праздник святого Йоргена». Замечу лишь, что в XVIII – XIX веках католическая церковь провела серьезную ревизию почитаемых сакральных артефактов. Рационализировала чудо. Были, по возможности, изъяты такие сомнительные раритеты, как «молоко Богоматери» или «пуповина Христа». Все святыни разделили на три части. Святыня первого класса — тело или фрагменты святого, сколь угодно маленькие. Второго класса – связанные со святым предметы: одежда, книги, инструмент или орудия мученичества. И, наконец, предметы культа, освященные на реликвиях первого и второго класса. Реликвии первого и второго класса должны быть опечатаны епископом, и никакой продаже они не подлежат. Более того, даже их перемещение должно быть согласовано с Ватиканом. Но времена изменились.

БАРНАЯ СТОЙКА ИЗ ДРЕВНЕГО АЛТАРЯ

Отец Максим (Козлов) считается одним из самых авторитетных специалистов по отношениям между католической и православной церковью. По его мнению, процесс абсолютно закономерный:

— Восстанавливается историческая справедливость. Огромное количество общехристианских святынь оказалось на латинском Западе в эпоху крестовых походов. Особо трагическим для восточной церкви был четвертый крестовый поход, когда в 1204 году был взят Константинополь и огромное количество святынь было перевезено в Европу.

И вообще, как осторожно и дипломатично заметил отец Максим, в Европе люди перестали воспринимать христианские святыни как обереги.
— Правильно ли выкупать эти святыни православному человеку?

— К этим раритетам надо относиться с рассуждением. Когда речь идет о мощах древних христианских святых, святых древней, неразделенной церкви… Святых, которые почитаются на православном Востоке, а история этих мощей достоверна, прослеживается, авторитетно засвидетельствована… Почему этим святыням не обрести свое место в православных храмах?

География лотов, выставленных на продажу, подтверждает эти слова: Италия, Франция, Германия, Англия, Дания, Голландия. Только в последние годы в Германии закрылось 515 приходов Римско-католической церкви. Англиканская церковь в Европе в год закрывает 20 приходов. В Голландии, по оценкам местного духовенства, в ближайшие годы исчезнет 600 – 700 церквей. Этих цифр достаточно, чтобы осознать весь ужас и темп «десакрализации» Европы. И нет никаких надежд, что в ближайшие годы что-то изменится. Потому что на уровне дискуссий проблему решить невозможно. Тем более когда нет ни желания ее решать, ни понимания — зачем? Елена Чудинова, автор пророческой книги «Мечеть Парижской Богоматери», имеет уникальную точку зрения на происходящие процессы. Она верующая и при этом живет одновременно и в Европе, и в России.

— Вы можете предположить, откуда в таком количестве эти святыни могли взяться в России?

— Я вот знаю в Нормандии один прелестный женский монастырь. Когда я приехала туда первый раз, там было семь пожилых монахинь. Новых монахинь не было и уже не будет. Через десять – пятнадцать лет монахини умрут, монастырь ликвидируют, имущество и святыни распродадут.

— И, скорее всего, в монастыре откроют гостиницу… или каток, или ресторан. Я читал, что такое происходит повсеместно, это даже модно. Ничего нельзя сделать?

— В России, пожалуй, не увидишь сейчас барную стойку, сделанную из табернакля (ниша в алтаре для святых даров и хранения реликвий. – Авт.). А я видела такое во Франции. Просто во Франции храмы принадлежат государству, и духовенство ничего не может с этим поделать. И если придут в храм люди и скажут: «Мы тут развесим плакаты с голыми женщинами, у нас выставка», священники не смогут им запретить. Я думаю, проблема в том, что в наших странах – России и Франции – христианство не определено как государственная религия. И на него будут наступать что там, что здесь. И слева и справа — содомиты и исламисты. Непочтение святынь делает любое государство беззащитным.

Последние слова Елены Чудиновой опять оказались пророческими. Буквально через несколько дней после интервью в расхристанную Европу началось «великое переселение народов». Что будет дальше – уже предсказано. Началось сбываться пророчество преподобного Серафима Вырицкого: «Потом наступит гонение на христиан, когда будут уходить эшелоны в Россию из городов, надо спешить попасть в число первых, так как многие из тех, кто останутся, погибнут». Первыми, похоже, начали уезжать святыни.

ЦИФРЫ

При советской власти Русская православная церковь пережила несколько волн гонений. По данным исследователя М. В. Шкаровского, к 1937 году было закрыто 8000 церквей, а к началу Великой Отечественной на территории СССР действовало всего 3732 храма. В 40 – 50-х храмы стали опять открываться — изменилась внутренняя политика.

Вторая волна репрессий началась во время хрущевской оттепели, и к 1964 году в СССР осталось 8000 православных храмов. С конца 80-х годов началось бурное строительство и восстановление храмов. Согласно сведениям, приведенным в докладе Патриарха Кирилла на Архиерейском соборе 2 февраля 2013 года, в начале 2011 года в Русской православной церкви было 30 675 приходов.