По словам епископа Тихона (Шевкунова), в деле «екатеринбургских останков» главный вопрос не к генетикам, а к историкам и следователям …
Викарий Патриарха Московского и всея Руси епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) в интервью телеведущему «Вестей в субботу» Сергею Брюлеву рассказал об отношении Церкви к экспертизе «екатеринбургских останков», сообщает сайт телеканала «Россия1».
«Что вам есть ответить на обвинение, которое звучит даже в досужих разговорах о том, что вот эти мракобесы церковники…», – начал Сергей Брюлев.
«Да, это мы», – лаконично ответил владыка.
«Не верят генетической экспертизе, – продолжил телеведущий. – Мы не капризничаем, но куда уж больше, чем генетическая экспертиза?!»
«Мы верим генетической экспертизе, – заверил епископ Тихон. – Замечательный ученый Рогаев проводит эти исследования. Мы абсолютно доверяем генетической экспертизе. Но мы задали ему вопрос: у вас были образцы, один и второй, которые вы сравнивали друг с другом. И они говорят о том, что это близкие родственники. А вы представляете себе, откуда были взяты эти образцы? Не взяты ли они из другого места, о чем утверждают историки? Он говорит: “Нет, это не мое дело. Здесь я утверждать не могу. Это не моя компетенция”. Вот в этом-то и вопрос. Поэтому мы попросили провести всестороннее исследование — генетическое, антропологическое и, что самое главное, историческое. Историческое исследование — это то, что, как нам представляется, было в значительной степени недоработано в период следствия. Следственный комитет создает особую историческую экспертную комиссию, в которую по просьбе Святейшего Патриарха не войдут те очень уважаемые нами историки, которые в прежние годы занимались этой темой. Дело в том, что они уже каждый срослись со своей версией и их так сказать научные противники тоже буду отстаивать свою версию. Поэтому Святейший Патриарх предложил пригласить высокопрофессиональных историков, которые за короткое время достаточно ясное время могут разобраться в этой теме, но которые до этого к этому отношения не имели, к отстаиванию той или иной позиции отношения не имели».
«Почему действительно были допущены огрехи в расследовании 90-х и в число вещдоков не были внесены очевидные вещи: рубашка Николая II со следами крови из Японии, мундир Александра II, в котором он был убит, который тоже содержит следы крови? Где не хватило то ли аккуратности, то ли дисциплины, то ли, возможно, нормального уважительного диалога с Церковью?» – задает вопрос Сергей Брюлев.
«Мы с благодарностью и с почтением относимся к этому труду следователей, в том числе и следователя Соловьева. Была проведена действительно громадная работа, но, как к любой большой работе, конечно, будет множество вопросов. Они возникли. Профессионалы говорят, что работа проведена не безупречно, вплоть до мелочей. Я очень благодарен новому следователю, который подошел и сказал в самом начале: “Батюшка, мы начали следствие, только я заменил номер следственного дела”. Я говорю: “А что там такое?” Я был не в курсе. Он говорит: “Там номер такой, не очень”. Я говорю: “В смысле? Неужели 666?!” Он говорит: “Да”. Я говорю: “Слушайте, ну кому пришло это в голову?!” Следствие по делу, где есть версия о ритуальном убийстве, и вдруг называть это дело 18666! Зачем дразнить гусей?» – недоумевает владыка.
«Откуда взялась версия о том, что даже, если останки те, то мог быть подменен череп Николая II?» – поинтересовался собеседник епископа.
«Известно, что один из убийц Царской Семьи получил в дни убийства в екатеринбургской аптеке большое количество спирта и на следующий день выехал в Москву с тремя большими коробками тяжелыми, наглухо закрытыми, в которых, по его словам, были образцы снарядов. Есть свидетельства частные, не задокументированные, просто люди об этом сообщали, что кто-то видел в кабинете Ленина как раз то, о чем вы и говорите. Такая традиция есть. И властители нередко требуют голову своего врага для того, чтобы, так сказать, самим убедиться в его смерти. Какие-то косвенные свидетельства, что эту тему надо продолжать, существуют. Например, тот самый скелет №4, который приписывают Николаю II. Позвоночник полностью сохранился и лежит в Петропавловской крепости, кроме трех позвонков. Третий, четвертый и пятый — это как раз те шейные позвонки, которые разрушаются, когда отделяют голову. Эта версия тоже рассматривается историками и криминалистами. А мы просто внимательно за этим наблюдаем», – пояснил владыка.
«Проведенные экспертизы после эксгумации черепа Александра III благодаря тому обстоятельству, что возникли новые научные методы, которые позволяют изымать ДНК не только из костей ног, например, но и из черепа, она этот вопрос не закрыли?» – спрашивает телеведущий.
«Впервые будет выделен полный геном, – ответил епископ Тихон. – Это избыточная информация для идентификации, но мы попросили именно полный геном. Поэтому главный вопрос наш не к генетикам, а к историкам, архивистам и следователям: каким образом все это могло произойти?»