Бывший депутат Юрмальской городской думы Янис Кузин о стремительном воцерковлении населения Латвии …
Мои многочисленные знакомые лютеране и католики перешли в Православие. Год тому назад на Масленицу я прошел таинство Миропомазания, и, быв католиком, стал православным христианином с именем Иоанн в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Мои родственники исповедуют католическую веру, но вместе с женой-лютеранкой я принял Православие.
Почему мы решились на этот шаг? У католиков и лютеран имеются свои нюансы в вопросах, как жить в браке, венчаться и т.д. Одни священники говорят, что католик может венчаться с лютеранкой в Католической церкви, другие уверяют, что это недопустимо. Я всегда исповедовал консервативные взгляды, в том числе, когда занимался в Воскресной школе и учился на теолога-мирянина в Латвийском государственном университете. В последнее время Католическую церковь сотрясают скандалы, вызванные выявлением священников-педофилов и ознаменованные либеральным отношением к догмам, которые католики в прежние времена строго соблюдали. Божии заповеди даны не просто так, а для их соблюдения, поэтому священник не должен трактовать догмы, как ему заблагорассудится.
Я явлюсь директором радио «Юрмала», и как-то раз брал интервью у бывшего католика, принявшего ислам и являющегося пресс-секретарем в мечети. Он интересно выразился: только тот может именовать себя католиком или лютеранином, кто полностью живет по изначальным законам, данным Католической или Лютеранской церковью, а если люди отходят от своих истоков ради политических выгод и становятся либералами, то они уже не являются католиками и лютеранами. Реформация не привела ни к чему хорошему, поэтому из-за постоянных изменений догм лютеран и католиков становится все меньше и меньше. Церковь состоит из людей, а если в храме нет прихожан, то нет и самой конфессии. Есть т.н. независимые католики, которых стало совсем мало.
Изначально на территории Латвии и Эстонии жило множество староверов, но теперь один священник-старовер служит в пустом храме, в то время как православные храмы заполнены людьми до отказа. Ныне мы наблюдаем мощный и масштабный переход латышей из Католической и Лютеранской церквей в Православие.
На днях мы помогали восстанавливать православный храм в Курляндии – в чисто латышском регионе. В этих местах в ХIХ веке было возведено множество православных храмов, где служили на латышском языке. У нас есть свой единственный святой – священномученик Янис, который был предстоятелем Православной Церкви Латвии в 30-е годы, замученный в годину репрессий.
Я вижу по своим знакомым, как много латышей переходят в Православие и становятся прихожанами православных храмов в Юрмале и Риге. В столице Латвии православные храмы переполнены прихожанами-латышами. Каждую среду латвийские лютеране и католики беседуют с православным священником о том, как им перейти в Православие. В Латвии целыми семьями принимают православную веру.
В Католической и Лютеранской церквях не чувствуется Божиего дыхания. Поэтому отрадно, что латыши ищут себя не в сектах, а в Православии. Хотя, к сожалению, для Латвии сектантство является насущной проблемой. Лютеранство –светская религия, связанная с государством, и все официальные мероприятия Латвии происходят в Лютеранской церкви. Но даже когда председатель правительства и президент Латвии участвуют в этих мероприятиях, то Лютеранская церковь остается полупустой. Напротив, когда они прибывают в православные храмы, то яблоку негде упасть. Стоит отметить, что Президент и председатель правительства всегда принимают участие в праздновании православного Рождества и Пасхи, поздравляют православных латышей. Власти Латвии хорошо относятся к Православной Церкви, несмотря на то, что она является частью Московского Патриархата. Конечно, в правительстве есть националистическая партия, которая постоянно вопрошает: почему православные и католики имеют различный календарь и в разное время празднуют Пасху и Рождество? Почему Православная Церковь Латвии подчиняется Московскому Патриархату, а не является автокефальной? Ситуация похожа на украинскую, только у нас она не настолько плачевная.
К сожалению, партия латвийских националистов контролирует Министерство юстиции, которое определяет законодательство в отношении религиозных организаций, хотя государство отделено от Церкви. Минюст осуществляет проверки, потому что любой храм является памятником архитектуры. Я был свидетелем ситуации, когда инспекторы-женщины пытались попасть в храм и намеревались пройти в алтарь, куда им запрещено входить. Инспекторы обвиняли священников в неумении обращаться с историческими ценностями и т.д. «А мы специалисты, – заявляют они, – поможем вам и денег дадим». Хотя Минюст дает копейки – пару тысяч евро на один храм, которых хватит только на очищение икон.
Православная Церковь Латвии не обладает финансовыми средствами на восстановление храмов, поэтому богатые латыши жертвуют свои личные деньги. Недавно на субботник по восстановлению храма прилетал жертвователь на своем личном вертолете. В Юрмале один миллионер поддерживает восстановление православного храма вблизи концертного зала «Дзинтари», уничтоженного в приезд Хрущева. Местная администрация воспользовалась визитом Генсека и убедила его в том, что нужно срочно снести церковь. Теперь мы восстанавливаем храм в честь иконы Божией Матери «Казанская».
Янис Александрович Кузин, бывший депутат Юрмальской городской думы, арт-директор радио «Юрмала», политик и общественный деятель Латвии