Слово протоиерея Александра Шаргунова в праздник Богоявления …Праздник Крещения Господа во Иордане – праздник Богоявления: «Бог Господь и явися нам». В Благовещении тайна Воплощения была открыта только Божией Матери. В Рождестве Христовом Бог становится видимым человечеству через пастухов и волхвов. И вот здесь, в этих водах, Христос принимает Крещение, чтобы начать служение всем людям, чтобы явиться всем.
Откровение дается пока только Иоанну Предтече, большему из рожденных женами, первому пророку Нового Завета. В этом мире, колеблемом всяким ветром учений, где слишком много пророков лжи, он стоит пророком Истины. И больше, чем пророком. Исключительность пророчества святого Иоанна Предтечи – в том, что он возвещает о приходе Христа, причем не когда-то в отдаленном будущем, а сегодня, сейчас.
Он готовит народ к этому событию призывом к покаянию, сила которого определяется близостью Христа, и глубину которого он знает больше, чем кто-либо на свете из собственного опыта молитвы в пустыне. Этот призыв его будет звучать для всех людей до скончания века. Покаяние – первое, что необходимо для того, чтобы стать христианином. И прежде чем причаститься Христовых Таин, мы должны покаяться. «Покайтесь, – говорит принимающим его крещение Предтеча, – ибо приблизилось Царство Небесное».
Для чего же крестился Господь от Иоанна? Для того чтобы все узнали Его как истинного Бога и истинного Человека, что Он «Сын и дадеся нам», Сын Божий и Сын человеческий. В Крещении Господнем происходит узнавание Его как истинного Человека. В Своем Божестве, в Превечном Совете, Он уже принял все последствия Своего Воплощения. Но было бы чудовищным, если бы Его человеческой воле, Его человеческому телу не была дана свобода принять или отвергнуть эти последствия.
Здесь, на Иордане, Христос в Своем непорочном человечестве принимает призвание стать единым с нами в нашей смертности. В Своей совершенной любви к нам Он решительно принимает то, в чем Сам нисколько не нуждается. Нет для Него никакой нужды, чтобы Он крестился крещением покаяния, ибо грех в Нем абсолютно отсутствует. И когда Иоанн с ужасом видит, что Тот, Кого он крестит, – Мессия, Христос, все понятия человеческой разумности и справедливости оказываются перевернутыми.
Точно так же Христос, Тот, Кто – вечная жизнь, Тот, Кто не может по этой причине подчиниться естественному закону смерти, предает Себя на распятие, отвергнувшись Своего всемогущества и всех последствий Своего совершенства, чтобы взять на Себя всякое человеческое ограничение, до последнего предела. И все это – не по необходимости, но из совершенной любви к нам. И потому в Крещении Господнем совершается узнавание Его как Бога.
Его Крещение было полным и совершенным отождествлением с Царством, которое Иоанн возвещал, через свидетельство о всей правде Царства Небесного, Им исполняемой. И далее, видимым знамением Духа, сходящего на Него «в виде голубине», дается нам уверение, что это – Помазанник, Царь, грядущий в Свое Царство. Он приходит теперь не в силе Страшного Суда, а в кротости голубиной: «Се, Царь твой грядет кроток». И наконец, гласом с небес, который Иоанн слышал при Крещении: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», – открывается личность Царя как Сына Божия, Бога.
Как сказано в богослужебном тексте праздника, когда люди, приходящие на Иордан, входят в воду, исповедуя Иоанну свои грехи, они омываются от своих грехов, и вода становится тяжелой их грехами. Но затем Христос входит в воду, и выходит из нее, неся на Своем пречистом человеческом теле тяжесть всех грехов.
Мы празднуем это великое событие нашего спасения в радости и надежде. Мы крещены Его Крещением. После Крещения перед Господом открывается путь, ведущий ко Кресту и Воскресению. Именно это означает и наше крещение. Оно возведет меня и тебя на крест и дарует нам воскресение, если мы сохраним этот дар Господень. Я должен умереть для себя и воскреснуть со Христом для новой жизни.
Мы приходим к Нему такими, какие мы есть, исполненные грехов, но Он не даст нам остаться такими, какие мы есть. Воскресший Христос не успокоится ничем меньшим, пока не приобщит нас этой Божественной жизни, которая излилась на нас в крещении Духом Святым.
Как говорит преподобный Серафим Саровский, крещенская благодать столь велика и столь необходима, столь живоносна для человека, что даже и от человека еретика не отъемлется до самой его смерти, то есть до срока, обозначенного свыше, по Промыслу Божию, для пожизненной пробы человека на земле.
Приидите, все крещеные, – все неверы и полуверы, все отступники от Церкви и от таинств церковных, все, предавшие святыню крещения страшными своими грехами, все, клевещущие на Бога жизнью своей, что будто Ему невозможно что-либо изменить, – еще не поздно! Но завтра все мы станем перед судом Христовой любви.
Сила Божия, которой запечатлены наши душа и тело, неодолима. И что бы с нами ни произошло, обратимся сегодня к истинному во всех грехах наших покаянию. Будем участвовать в бесконечной, каждодневной борьбе – стать теми, кем мы уже являемся во Христе, чтобы по дару Христа нашим стало Его драгоценное Царство, и Сила, и Слава. Чтобы мы были, как Он, царями по любви Его, чтобы по благодати Христовой каждый из нас, принявший святое крещение, был сыном возлюбленным Отца Небесного, в котором Его вечное благоволение.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России