«Если ученые мужи хотят верить в то, что они произошли от обезьяны, это их выбор»

Православные священнослужители о заявлении академика РАН Е.Александрова …

Глава Комиссии по борьбе с лженаукой Российской академии наук Евгений Александров заявил, что в российских школах не следует преподавать основы Православия. «Религия не должна вмешиваться в конкретные науки. Мы против внедрения Православия в школы. Это бесперспективный возврат назад. Еще в царской России это привело к массовому безбожию», – передает его слова Regions.ru.

По мнению академика, если на одном уроке будут говорить о сотворении мира за шесть дней, а на другом – об эволюции, дети будут просто поднимать священников на смех. «Вопросами прогресса и медицины должна заниматься наука, а религия – психотерапевтическими вещами», – полагает Александров, заверяя при этом, что РАН не занимается богоборчеством. «Просто каждое ведомство должно заниматься своими делами», – заявил он. Александров привел пример, что перед запуском в космос ракеты освящаются священниками. «Это не сделает ракету лучше, наоборот, они становятся все хуже и хуже, поэтому обряд освящения только вызывает у многих смех», – заявил глава комиссии РАН.

Прокомментировать заявление академика издание попросило известных православных священнослужителей.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, заметил, что у нас образование светское, а не атеистическое. «И когда человек говорит о сотворении мира за шесть дней и о том, что это противоречит научной картине мира, он просто показывает свою духовную безграмотность. В Библии нигде не говорится, что мир сотворен за шесть астрономических дней. Для Бога один день может быть как тысяча лет. И теория Дарвина, которая гласит, что человек произошел от обезьяны, не является научно доказанной. Если ученые мужи, обличенные разными достоинствами, наградами, будут пытаться говорить, что преподавание вульгарной теории Дарвина плохо совместимо с библейским учением о сотворении мира, то у учеников все равно должен быть выбор. Пусть сами решают, что им изучать: происхождение человека от обезьяны или происхождение благодаря Богу», – считает священник. «Если ученые мужи хотят верить в то, что они произошли от обезьяны, это их выбор. Но пусть у детей будет выбор между атеистическим и альтернативным толкованием. Тут нет никакого противоречия. Светское образование должно предоставлять право выбора, а не навязывать какую-то одну позицию», – заключил отец Андрей.

Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, заметил, что подобные высказывания объясняются атеистическим воспитанием: «И сейчас определенные круги навязывают обществу безбожную модель воспитания, чтобы подрастающее поколение было лишено нравственной, т.е. религиозной основы жизни. Такой опыт в нашей истории есть. Что из этого получилось, мы видим. Увы, не все усвоили уроки истории – и снова звучат эти странные заявления в духе 50-60-х годов прошлого века». «Считать науку основанием жизни явное заблуждение, опасное заблуждение. Наука лишь открывает и пользуется теми законами, которые установлены Творцом. Непонимание этого как раз и приводит к лженауке, к отрицанию духовного начала в человеке», – напомнил пастырь.

Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, считает, что подобные заявления «исходят от персон, глубоко оторвавшихся от духовной жизни, от своего народа, лично дезориентированных нравственно и не боящихся отвращать от Бога к преисподней молодое поколение». «Думаю, такие люди социально опасны, они борются за то, чтобы образование в нашей стране осталось атеистическим, то есть прививало бы детям с младенчества иммунитет против религиозного чувства святыни, против благоговения перед своим Создателем и против ответственности за проведенную жизнь. Такие люди должны становиться предметом обеспокоенности общественности, ибо не их место, время и дело принимать участие в образовательном процессе, а тем более руководить им в нашей стране. Воспитательную составляющую образования могут отсекать только те, кто в образовании ничего не понимает. Никакая наука не противоречит необходимости становиться человеком нравственным, учиться познавать Творца и его творения и самого себя в соответствии с божественным откровением. Подобное заявления не впервые звучат – весь ХХ век прошел под ними, и плоды этого безбожия мы пожинаем ныне. И вряд ли кто-нибудь из здравомыслящих людей хотел бы приумножить это безбожие, чтобы будущего у нашего поколения вообще не было», – сказал отец Лука.

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, отметил, что подобные высказывания производятся под воздействием нечистого духа – диавола, т.е. буквально «путаника» и «клеветника». «Г-н Александров говорит, что дети будут смеяться над батюшкой, рассказывающим о шести днях творения. На самом деле фундаментальный страх всех последователей дарвиновской теории (всего лишь гипотезы), что будут смеяться именно над ней, поскольку она как раз и не имеет никаких научных оснований. Защитники ее достигли уже каких-то метафизических, почти богословских, высот, изобретая все новые доводы в ее поддержку, превратив ее уже в своего рода религиозное учение. Но именно библейская картина мира находит все больше подтверждений со стороны науки по мере ее развития. Кажется, г-ну Александрову невдомек, что шесть дней творения – это не шесть суток. Увы, это наследие плоского атеистического воспитания, чуждого истинной науке. Семьдесят лет наш народ заставляли жить “по науке”, а в результате миллионы жизней погубили», – заметил священник.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, обратил внимание на то, что академик представил точку зрения лишь тех ученых, которые далеки от веры в Бога. «Да, такие люди есть, и не только среди академиков, – признал пастырь. – Но очевидно, что такая точка зрения весьма специфична и не представляет собою мнения большинства уважаемых российских ученых».

«На самом деле вера в Бога – не частность, как, например, в медицине психотерапия. Напротив, вера – одно из главных путеводных чувств человека, в свете которого и все знания выстраиваются в гармоничную последовательность. Отводить изучению веры народа, который в большинстве своем образует государство Российское, чуть ли не последнее место, по меньшей мере, неуважительно по отношению к большинству наших сограждан», – заключил отец Тихон.