На иконах архангела Михаила изображают с огненным мечом в руке, он – «вождь воинства Господня» против темных сил и беззакония людей. Вот и старинному храму в Зембине, освященному в честь архистратига Михаила, пришлось за свою историю пережить не один бой. Фашисты устраивали в нем тюрьму и крепость, в мирное время его взрывали ради киношного реализма.
Посреди храма деревья росли…
Долгие годы он превращался в руины, обреченно «обрастая» хламом. И только старушки с робкой надеждой молились, чтобы когда-нибудь возродился храм, в котором их крестили и причащали в детстве. И он, как воин раненый, – пострадал, но выстоял. Его стены и сегодня, как доспехи воина, все в заплатах – при отступлении фашисты укрывались здесь от снарядов. Некоторые пули в стене можно разглядеть и даже потрогать.
– Дети очень любят удостовериться, нащупать пальцем пулю, – показывает отверстие в кирпиче настоятель храма отец Андрей Капульцевич.
И рука невольно тянется к небольшому углублению: так уж мы устроены – лучше один раз увидеть, а еще вернее – потрогать, прикоснуться к истории. И, правда, сидит занозой, на веки вечные застрявшей. А бурый, видавший виды кирпич – теплый, словно живой…
Сейчас сложно представить, что этот величественный храм и заботливо ухоженная территория вокруг находились в жутком запустении. О разрушениях напоминают только искусно заделанные пробоины от снарядов – современный кирпич отличается от старинного, хоть и подобран по цвету.
– Картина в первый мой приезд была удручающей: посреди храма росли деревья, не было крыши, стены полуразрушены, – продолжает отец Андрей. – Сначала вывозили мусор, расчищали завалы. И каждый день – новые находки. Группа разминирования знала мой номер телефона наизусть. Только за один месяц нашли около 50 различных боеприпасов времен войны. Выкапывали и человеческие останки – взрослых и детей. Местные рассказывали, что во время войны фашисты сожгли соседнюю деревню, а ее жителей пригнали в Зембин и поместили в храме. Выводили семьями на допрос, прямо во дворе расстреливали и закапывали…
Когда прокладывали коммуникации, откопали склеп – в старину рядом с церковной оградой было принято хоронить меценатов, священников, благочестивых прихожан. Перезахоронили все останки за алтарной стеной храма, образовалась целая братская могила, на небольшом кургане – общий крест. Со временем здесь планируют построить часовню в память о погибших.
Артефакты говорят
Отец Андрей с 2009 года настоятель прихода храма Святого Архангела Михаила. Его служение началось с нелегкой благородной миссии восстановления святыни. Молодой энергичный батюшка сам активно взялся за дело и привлек меценатов и жертвователей, прихожан. Во время восстановительных работ откапывали артефакты не только времен последней войны. Постепенно их собралось столько, что решили основать церковно-археологический музей, для него выделили небольшую комнату, выставочные стенды установлены и в трапезной части храма. Среди находок – пуговицы с шинелей французских воинов – участников войны 1812 года, монеты разных эпох, одна из них – XVI века, времени правления в ВКЛ Сигизмунда-Августа, гильзы от снарядов, есть даже мушкетная пуля времен Карла XII. Когда уже почти отреставрировали храм, обнаружили под землей закладной камень с надписью: «Святый храм построен при священнике Константине Шефаловиче 1904 г.». Его установили при строительстве кирпичной церкви на месте сгоревшей в 1900 году деревянной, но с датой поспешили, построена и освящена она была только в 1908 году.
Некоторую церковную утварь (старинную чашу и дискос, серебряную дароносицу), иконы и богослужебные книги возвращали и дарили прихожане.
– Еще в 1991 году один из местных жителей принес старинную икону. Не было видно даже лика – почернел от времени. Отреставрировав, обнаружили, что это святой Иосаф Белгородский, образ является святыней нашего храма, – рассказывает отец Андрей. – Когда шесть лет назад сюда приехал, нашел в старом чемодане полуистлевшие, почти рассыпающиеся в руках литографии икон, выполненные в Московской типографии в 1898 году. Заказали для них рамки и разместили в храме.
По собранным старинным книгам – есть факсимильное издание Остромирова Евангелия (датируется 1056 годом), Евангелие времен императора Александра II, Новый Завет, изданный в 1917 году и другие – можно изучать историю развития богослужебной книги и проследить, как менялся церковно-славянский язык – прародитель всех славянских языков. А по найденным в земле артефактам – историю церкви и края.
…Местные старожилы рассказывали, будто бы церковные колокола, которые после революции заставили снять со Свято-Михайловского храма, верующие закопали, но где – неизвестно, возможно, и они будут найдены и пополнят историю зембинской земли новыми фактами.
Потомок старинного рода воинов
Изучая историю Зембина и узнав, что среди различных владельцев этих земель, были и Войно-Ясенецкие, отец Андрей Капульцевич решил выяснить, не являлись ли они родственниками святителю Луке (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий – выдающийся хирург и ученый). И нашел подтверждение, что святитель действительно потомок этого старинного рода, представители которого отличались мужеством и воинственностью, за что и получили приставку к фамилии. Валентину Феликсовичу, как и его прославленным предкам, мужества было не занимать. В 1921 году, зная, что многие служители церкви уничтожены или сосланы в лагеря, решил стать священником. И многие годы совмещал служение с хирургической практикой. Не обращая внимания на недовольство представителей новой власти, приходил в аудиторию к студентам в рясе, а прежде чем начать оперировать, всегда читал молитвы. Не сломили его мужества и веры аресты и ссылки. Книга «Очерки по гнойной хирургии» принесла Валентину Феликсовичу мировую известность и была удостоена Сталинской премии, по ней и сегодня учатся студенты медицинских вузов. В православии почитают святителя Луку как новомученика и исповедника российского, великого святого XX века. И у зембинской земли, помимо архангела Михаила, есть еще один небесный покровитель и молитвенник.
«Мотор! Хлопушка! Взрыв!»
Алтарную стену церкви пришлось возводить заново. Она была практически полностью разрушена в 1965 году, когда здесь снимали эпизоды художественного фильма «Перекличка». Московского режиссера Даниила Храбровицкого привлекла реалистичная картина – храм с зияющими дырами от снарядов. По сценарию советский танк, проломив стену, должен был въехать внутрь и уничтожить врага. Место вокруг церкви огородили, зембинцы с любопытством следили из-за забора за работой съемочной группы и известных ныне артистов: еще совсем молодого Никиты Михалкова, Марианны Вертинской , Олега Стриженова, Евгения Стеблова. А храм Архангела Михаила держал очередную оборону: танк Т-34 никак не мог проломить стену (толщина – около метра), отскакивал от нее как игрушечный. Но режиссер от своей задумки не отказался: толщину стены уменьшили с помощью отбойных молотков, заложили в нее динамит и взорвали, когда танк въехал прямо в алтарную часть храма. Когда фильм вышел в прокат, жители Зембина следили за происходящим на экране с особым вниманием, ожидая, когда покажут родные места, и с удивлением отметили, что сцена триумфального въезда в алтарь, которую так долго и с такими трудностями снимали, заняла в картине не более минуты.
“Мінская праўда”/Анна МАСЛЯКОВА