В нынешнем году премия Президента «За духовное возрождение» присуждена епископу Борисовскому и Марьиногорскому Вениамину, главе Борисовской епархии Белорусской православной церкви — «за личный вклад в духовное возрождение Беларуси, просветительскую и благотворительную деятельность». Мы поздравляем лауреата с почетной наградой и желаем успехов в его непростом служении. Владыка Вениамин уже не первый раз дает интервью нашей газете, поэтому будем считать эту беседу продолжением ранее начатого разговора — о жизни, вере, любви и надежде каждого из нас.
— Владыка, вас можно видеть и среди прихожан тюремного храма, и на открытии выставки в детской библиотеке, и в госпитале, и в приюте. Спектр очень широк. Но что из этого приносит вам наибольшее духовное удовлетворение и сердечную радость?
— Вы правы — аудитории разные. Однако есть то, что их объединяет и что не может не радовать священнослужителя, — живой, благотворный отклик на слово Божие, на какие–то духовные моменты, с которыми встречается каждая душа человеческая. Но бывают и другие случаи: когда сталкиваешься с холодностью и безразличием, настороженностью. Это, конечно, огорчает, но и побуждает к еще более планомерной, вдумчивой и кропотливой работе — такие люди больше нуждаются в слове священника. Духовное удовлетворение и сердечную радость испытываю, когда замечаю, что люди поставили правилом своей жизни — поступать в каждом конкретном случае в соответствии с голосом совести и Законом Божиим, а не так, как удобнее, как принято. Если же только говорить об истинах нашей веры, но не всегда им следовать, тогда по евангельскому учению наша жизнь будет строиться не на прочном фундаменте, а на песке.
— Время стремительно меняется. Вот уже иеромонах принимает участие в российской телевизионной музыкальной развлекательной программе и даже побеждает в абсолютно светском песенном конкурсе, исполняя романсы и эстрадные произведения. Но структура церковной деятельности традиционно воспринимается как достаточно консервативная. Какие методы в работе и служении вы считаете сегодня своевременными? В Борисовской епархии уже даже отдельные приходы имеют собственные интернет–сайты.
— Думается, современные методы можно и нужно использовать в церковной практике — но ровно настолько, насколько они не мешают духовной жизни. Да, без интернета сейчас не обойтись. Немало людей с помощью интернета познакомились с православием либо возвратились к своим духовным истокам. И в то же время использовать интернет нужно очень осторожно, ведь, бывает, всего один клик отделяет человека от тяжкого душевного состояния, может отвлечь человека от духовности или вовсе сбить с правильного пути. Что касается упомянутого вами отца Фотия, его пример все же выходит за рамки традиций и рассматривается скорее как исключение, чем правило. Признаюсь, переживаю за отца Фотия — для него наступило большое испытание. Дай Бог преодолеть без вреда.
— Последние пять лет вы возглавляли Издательский совет БПЦ. На ваш взгляд, какая судьба ожидает печатную книгу в ближайшем будущем? Не секрет, что молодое поколение и мыслит «клипово», и читать предпочитает дайджесты с экрана компьютера.
— Приходится согласиться, что со временем издание печатных книг будет сокращаться. И так называемое «клиповое мышление» продолжит распространяться, увеличивая масштаб поверхностных знаний и суждений. Тем не менее верю, что печатная книга сохранит свое значимое место в нашем обществе. И, может быть, именно в ней люди будут искать некоторое более возвышенное и естественное общение. Потому книга должна, с одной стороны, быть красиво и добротно издана, чтобы формировать хороший вкус у читателя, а с другой стороны — оставаться доступной для приобретения. Книги церковных издательств больше рассчитаны на распространение в церковной сети, но некоторые — главным образом по истории нашего Отечества, истории Церкви распространяются также и через светскую сеть, где пользуются спросом.
— Когда–то наша газета рассказывала о драматичной судьбе зембинского Свято–Архангела–Михайловского храма, варварски разрушенного во время съемок фильма в 1965 году. Что там происходит теперь?
— В нашей молодой Борисовской епархии всего 104 прихода. Примерно два десятка из них находятся в стадии становления, строительства и реконструкции храмов. Кое–где есть только молитвенные помещения, расположенные в домах. Все это требует определенной заботы, напряжения — церковь как дом Божий должна соответствовать своему высокому назначению и привлекать людей пусть и скромным, но соответствующим ее роли и значению внешним и внутренним убранством. В 2014 году Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Минский и Заславский Павел освятил зембинский Свято–Михайловский храм, который восстанавливался большими трудами настоятеля отца Андрея Капульцевича и попечителей, откликнувшихся на горячий призыв о помощи. Сейчас храм действует, в нем совершаются богослужения, на которые приезжают верующие из Минска, Борисова — чтобы помолиться в сельской тиши. Сложилась добрая церковная община. Наступило мирное благоденствие, о котором мы молимся, но это не повод, чтобы останавливать работу с людьми в Зембине и в других близлежащих деревнях — работу и духовную, и социальную, и просветительскую.
— Сам термин «духовное возрождение» предполагает продвижение, некий процесс. Как вы думаете, насколько мы приблизились к финишной победной точке? Или процесс этот бесконечен?
— Очень важно, чтобы люди имели цель в жизни. Причем цель, неограниченную лишь материальными интересами. Смысл жизни должен быть одухотворен и основываться на богатом духовном наследии своего народа. Утрата возвышенного смысла жизни приводит к пьянству, наркомании, суицидам. Современные люди обладают обширными знаниями в различных сферах, но в то же время нам недостает понимания, как правильно с духовной точки зрения строить взаимоотношения в семье, трудовом коллективе; как преодолевать трудности. Правильные ответы на эти вопросы можно найти, знакомясь с житиями святых, белорусских в том числе, в чтении книг — и прежде всего Нового Завета, в живом предании Церкви. Но пока богатое духовное наследие используется нами лишь отчасти, и молодежь порой не знакома с ним, а потому прибегает к опыту, чуждому как нашему народу, так и нашей истории. Очень важно также, чтобы люди соприкасались и с живым опытом, который их заинтересует. Иногда может показаться, что кто–то преодолевает трудности легко и свободно. Но за такой внешней легкостью всегда скрывается большая работа над собой. В связи с этим вспомним пример Христа Спасителя. Он не оставил нам ни одной книги — Его слова записывались другими и передавались изустно: как Господь поступил, что сказал в том или ином случае. И вот эти поступки были настолько впечатляющими, что поворачивали многих людей на путь веры, побуждали иначе проводить свою жизнь. Хотя потом, при испытаниях, находились и те, кто не выдерживал, отказывался следовать за Христом. Путь веры — непростой. Но пример живой, деятельной веры, который человек видит в своей жизни, несомненно, вдохновляет и помогает. И этот процесс духовной работы над собой бесконечен.
Галина УЛИТЕНОК/Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА