«Информационная война, которая ведется сегодня против Церкви и ее служителей набирает обороты», — считает архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий. И в отличие от обычных войн такая война связана с технологиями поражения человеческой души. Почему? Потому что Церковь в лице Патриарха, Архиереев, священнослужителей свидетельствует об Истине, призывает к соблюдению Законов Божиих, нарушение которых ведет к масштабным беззакониям и хаосу. Архиепископ Гурий комментирует негативные публикации на сайте «Русской народной линии» о двух белорусских Архиереях и преподавателе Минских Духовных Академии и семинарии, появившееся недавно и объясняет причины появления пасквильных материалов.
— Ваше Высокопреосвященство, в последнее время СМИ с постоянством, достойным лучшего применения, печатают скандальные материалы о священнослужителях Православной Церкви, в том числе и о ее иерархах. Это можно считать частью информационной войны?
— Безусловно. Но это война нетрадиционная, религиозная. Цель ее — духовность. Известный ученый Александр Сергееевич Панарин дает на сей счет точную характеристику: «Классические войны были связаны с технологиями поражения человеческого тела, новейшие постклассические — с технологиями поражения человеческой души, теряющей нравственную и культурную опору». Церковь сегодня осталась, пожалуй, единственным оплотом нравственности и имеет самое высокое доверие в обществе. Она, возвышая свой голос против беззаконий, призывает людей к соблюдению Законов, установленных Богом. Ибо нарушение Заповедей Божиих ведет к хаосу и гибели, притом не только наших славянских народов, но и, возможно, всей вселенной. Церковь в лице Патриарха, Архиереев, священнослужителей свидетельствует об Истине. И, естественно, противникам Бога очень хочется ее опорочить, унизить, создать неприглядный образ, чтобы беспрепятственно сеять зло.
— Но ведь, Ваше Высокопреосвященство, чего греха таить, некоторые священнослужители действительно дают повод для злословия — живут не по средствам, занимаются делами далеко не богоугодными…
— Церковь ведет за собой людей к Богу, ко спасению. Но каждый из ее членов святым быть не может, как не может быть гением каждый ученый. Церковь нужно воспринимать как целостную структуру и не судить о ней по отдельным людям. У Христа было двенадцать избранных учеников, и один из них оказался Иудой-предателем. Во все времена существовали люди, которые сбивались с пути. Но мерить всех одной меркой нельзя. Это печально, конечно, еще и потому, что дает повод современным мастерам по обработке сознания людей манипулировать такими фактами. Любую проблему в Церкви они искусственно раздувают и пытаются воздействовать на общественное мнение, представляя ее служителей людьми корыстными, недостойными. Но надо понимать: истинная причина их действий в том, что Церковь очень мешает планам «мировых архитекторов» всякими правдами и неправдами установить свой, без Бога, порядок на земле. Сами посмотрите, сколько храмов действует и строится, сколько людей через Святые Таинства спасается силой Божией! Конечно, диаволу и его служителям тошно от всего этого, вот они и стараются опорочить Церковь, вызвать недоверие к ее служителям. И все для того, чтобы простые люди, накопив грехов, начитавшись и наслушавшись негатива, не ходили в храм, не каялись, а потом с неподъемным багажом грехов отправились в Вечность — не вверх, к Богу, но камнем устремлялись вниз. Это и есть главная, конечная цель диавола и его приспешников.
— Многие, Владыко, не задумываются, что в храм на исповедь они приходят не к священнику, а к Богу, пред Ним очищают душу. Священник же властью, данной ему от Господа при рукоположении, лишь разрешает грехи.
— Притом, заметьте, Евангелие и Церковь никогда и никому не обещали мгновенного избавления от слабостей. При искреннем исповедании вслух своих грехов пред Богом они лишь дают нам возможность как бы со стороны увидеть себя такими, какие мы есть, со всеми недостатками, чтобы постепенно, преодолевая пороки, мы продвигались вверх по духовной лестнице. Некоторые считают себя воцерковленными уже от того, что однажды побывали в храме — в момент крещения, и этого, по их мнению, достаточно, чтобы рассчитывать на духовную защиту. Но это глубокое заблуждение. Кто-то может деградировать, даже бывая на Богослужениях в храме регулярно. Борьба с грехом — это настоящая духовная война с абсолютно реальным и очень сильным противником. И, как в любой войне, есть в ней победители, плененные, раненые и погибшие.Святитель Иоанн Златоуст считает величайшей милостью Божией то, что священники, каждый имеющий свою человеческую немощь, судят приходящих к ним. Священник имеет право не только прощать именем Божиим, но и вязать. Господь дал ему такое страшное право, сказав: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18). И никто другой, как священник связавший, разрешить не может. Это забывается, как правило. Больному всегда кажется, что врачи, поскольку они лечат больных, должны быть здоровыми. А врачи как раз таки болеют порой чаще, чем другие: всякими вирусами, инфекциями заражаются, облучения от современной аппаратуры получают. Так что же, не надо и в больницу ходить, раз врачи болеют? Каждому из нас полезно усвоить: это милость Божия, великое Его человеколюбие, что Он дал власть немощным людям, которые, сами в чем-то претыкаясь, судят других милостиво. Если бы это делали безгрешные Ангелы, то никто бы, наверное, не спасся. Потому что Они, ревнители Божии, видя, как мы оскорбляем и прогневляем Господа, не стерпели бы такой наглости людской. И великое благо для нас, что мы можем от тяжкого груза грехов избавиться в таинстве Покаяния.
— В интернете, Ваше Высокопреосвященство, появилась компрометирующая статья под названием «Активное разрушение церковного сознания и границ Церкви». Она о двух белорусских Архиереях, которые якобы обязали духовенство отпевать римо-католиков и принимать от них записки для церковной молитвы.
— Для меня как для Управляющего делами Белорусского Экзархата это удивительная новость. Правда, считать ее достоверной не вижу оснований. Однако ничего удивительного в том нет, что в очередной раз кто-то пытается очернить Архиереев. Неприятно, конечно, что подобные статьи любыми правдами-неправдами размещаются на православных сайтах — для пущей убедительности. А там, очевидно, из-за потока новостей всю информацию не успевают перепроверить. Так с легкостью и распространяется клевета на Архиереев и священников. Только вот не представляю, как пред Богом потом отвечать будут те, кто ничтоже сумняшеся берет на себя такой грех.
— Но суть таких сообщений — все же в комментариях. Они советуют прихожанам не ходить в церкви их епархий, организовать пикеты, устроить забастовки, писать жалобы Патриарху — одним словом, даются прямые указания к действию.
— И это только лишнее подтверждение: идет информационная война. А наипервейшая цель любой войны — дискредитировав командование, достигнуть неуправляемости самой структуры. Ибо там, где нет доверия к руководству, в том числе и к духовному, начинается хаос. Потому и стремятся определенные силы внести раскол — хоть большой, хоть небольшой — в жизнь Церкви.
— Не так давно, Высокопреосвященнейший Владыко, в интернете на «Русской народной линии» появилась и очень грязная статья о преподавателе Минских Духовных семинарии и Академии…
— Да, я читал эту статью. Преподавателя обвиняют в столь страшных грехах, что такого человека на церковный порог пускать нельзя. Неизвестный автор пасквиля, подписавшийся «редакция сайта», почему-то весьма обеспокоен тем, что герой его измышлений до сих пор не рукоположен. На самом деле этот поносимый им преподаватель, имеющий семью, не рукополагается пока потому, что Бог дал ему талант научный, богословский. Вот и трудится человек Господу на этой ниве. Начни служить священником на приходе — времени не останется совсем для научной работы. Он же в настоящее время заканчивает богословский труд, готовит книгу к изданию. Это, конечно, недопустимо, что вот такие «авторы» пристраиваются к православным сайтам вроде «Русской народной линии». Православный сайт это не красит. «Не судите… и не осуждайте» (Лк.6:37), — предупреждает нас Господь, ограждая от греха. Ибо пока души наши смертельно больны, мы не можем рассказывать, как себя чувствует здоровый человек: сначала нам нужно излечиться самим. Если же человек через духовный подвиг, пост, молитву, покаяние, слезы исцеляется духовно, то меняется все его существо. Он в каждом начинает видеть образ Божий. Мы же, получается, будучи больными духовно, беремся рассуждать, как должны себя вести здоровые. Значит, человек не стал еще Христовым по духу, по жизни.
— Отсюда можно сделать вывод, что для каждого из нас нет ничего важнее покаяния, осознания своей греховности и укрепления в вере?
— Вера предполагает три ступени: признание бытия Божия, доверие Богу и третья, самая высокая ступень — верность Богу. Все святые призывают нас изучать Евангелие и следовать Заповедям Божиим. Наша главная задача — стяжание Святого Духа Божия, а Его иначе не обретешь, как через исполнение Заповедей Божиих. Путь трудный, тернистый, но очень высокий и благостный.Апостол Павел заповедовал нам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. О всем благодарите» (1 Сол. 5:16-18).
Желаю всем вам, дорогие мои читатели, следовать этому совету Апостола. Тогда уже и в грешной нашей земной жизни можно будет почувствовать себя счастливым. / sobor.by/ eparhia.by