Если человек не успел принести церковного покаяния и отошел в мир иной, есть ли надежда ему перейти из места мучений в райские обители?

– Добрый день! Скажите, разве без частной молитвы, без молитвы Церкви Господь не может освободить душу из ада? Почему усопшим нужна моя молитва, молитва Церкви, Бескровная Жертва? А без этого никак?

– Святые отцы заметили, что с этой целью Господь не только основал Церковь Свою, но даже прежде век, до создания мира Он уже промышлял о том, что созиждет Церковь Свою на Своей крови, потому что Богу угодно, чтобы спасение людей было через их усилие. Господь хочет, как и всякий отец, чтобы Его дети участвовали в Его жизни, в Его трудах. Конечно, Бог вообще всё может, но в том, что касается спасения –  Ему угодно, чтобы оно  происходило через людей.

– Чтобы человек не только всё возлагал на Бога…

– Не только это, а чтобы и между людьми была любовь. Вот сейчас во всех храмах России по благословению Святейшего Патриарха мы молимся за вас, дорогие мариупольцы, киевляне, дончане. Богу угодно, чтобы мы молились за вас, которые переживают трудные обстоятельства жизни. Каждый раз я прямо чувствую, что благо творится через эту молитву. Конечно, Бог всё может, но Ему это и радость, и нам – спасение. Потому что когда мы молимся в то время, когда ничем другим мы уже не можем помочь, наша молитва бескорыстна. Молитва об усопших – это бескорыстная молитва, в этом проявляется только наше сострадание и желание спасти человека, поэтому такая бескорыстная молитва угодна Богу, и она нас облагораживает, т.е. мы сами делаемся лучше, а это способствует очищению нашей души.

-Отец   Дмитрий, Ваши передачи всегда идут в субботу, а в воскресенье мы ходим на причастие, можно ли и правильно слушать их перед причастием?

– Нет, неправильно и ни в коем случае слушать нельзя! Поэтому – до свидания, до следующей встречи в воскресенье на телеканале «Союз»!

-Батюшка, а если человек не успел принести церковного покаяния и отошел в мир иной, есть ли надежда ему перейти из места мучений в райские обители?

А если человек сподобился исповеди? Это что, гарантия, что ли?

– Нет, конечно, никакой гарантии.

– Так вот, наша жизнь, наша душа – в руках Божиих, если мы принимаем юридический термин. Если мы рассматриваем по-христиански, то весь суд состоит уже в нашей жизни, и каждый человек сам выбирает, что ему больше любо, и Господь, в зависимости от того, что ему больше любо, туда и помещает его душу. А что ему любо – Господь сам видит.

– А в чем тогда мучение, если человек помещается в привычную для него среду?

– А мучением это является с точки зрения ангелов Господних, праведников и Господа. С их точки зрения то, что испытывает человек –  это мучение. Но очень многие люди, которые находятся в явной зависимости, например, от игр, думают так: «Ну и что такого? Играю и играю, мне хорошо, что мамка с ума сходит? Непонятно». Но с точки зрения мамы он находится в погибели, в страдании, это же зависит от взгляда на вещи.

– Но поиграть там уже не удастся…

– Ну вот, в этом и будет страдание.

– Как понять, насколько моя душа – христианка? Насколько я – христианин? Какие критерии оценки можно принять?

– Хороший критерий – если ударят в правую щеку, подставь другую, с охотой и с радостью, с радостью, что удалось послужить Богу. Если с радостью служишь Спасителю, значит – уже христианин. Если ты со скорбью и с натугой это делаешь, то значит, ты только еще учишься на христианина. Если удалось это сделать, то тогда ты сдал экзамен.

– А если меня не бьют по щеке, и некому мне подставить вторую? Есть ли другие критерии?

– Есть, конечно! «Болен был – и посетили Меня, в темнице был – пришли ко Мне, голоден был – накормили Меня. Всё, что сделали одному из малых сих, то сделали Мне» – вот вам и критерий.

– Скажите, пожалуйста, может ли человек прийти к христианской жизни, если он не читает святых отцов, не читает Евангелие, ему это очень трудно и скучно читать, но он ходит в храм, исповедуется, причащается. Но если посмотреть, всегда ли его действия соответствуют Евангелию, видно, что он не знает и не хочет. А тогда не останется ли это хождение в храм просто обязанностью?

– Не знаю. Дело в том, что было такое время, когда большинство людей на земле не разумели грамоту. И уж до XVIII века 100% людей не имели дома никаких книг. Человек и был бы рад почитать, да ему негде было взять книги. Поэтому само наше богослужение это и есть живая иллюстрация Евангелия, и там можно слышать Евангелие, и слышать толкование, которое священники стараются преподать в проповеди, поэтому вполне возможно просвещение и через наше богослужение.

– Отец   Дмитрий, а кто ваш любимый светский писатель? И как понять, стоит ли читать того или иного автора или нет?

– Мне нравится Фазиль Искандер – наш современник, я вообще его просто обожаю, я немножко с ним лично знаком, даже обедали с ним вместе раза два. Я просто благоговею перед этим человеком, в этом году даже в отпуске читал один его роман (из раннего творчества), специально взял с собой, чтобы насладиться. А так… мне вообще всякая литература нравится, хорошая, добротная. Чтобы понять, добротная она или нет, для этого надо прочитать много хорошей литературы, тогда будешь отличать. Как и в музыке – чтобы отличать хорошую от плохой, надо прослушать много хорошей, она обычно именуется классикой.

– «Потерял жену – не ищи жены» – это только о смерти супруги или о разводе тоже? И согрешаю ли я, если все-таки ищу?

– Нет, не согрешаешь. Но апостол Павел говорил вообще о любой потере.

– Нередко люди недоумевают: «Ну, я же еще совсем молод, как мне прожить без жены?!»…

– Обожди, некоторые люди недоумевают: «Я так молод, я не могу без мяса!». – «Да не можешь – ешь, какое мне-то дело?!». – «Ну как же?! Пост!». – «А пост, ну постись». – «Но я не могу!». – «Ну не постись, что пристал?».

– Замкнутый круг…

– Никакого замкнутого круга, просто дурь одна. Зачем приставать к занятым людям?

– Когда мы говорим, что такой-то ученый открыл такой-то закон, то как это будет с богословской точки зрения, ведь Господь сказал: «без Меня не можете ничего творить»?

– Но ведь каждый закон сочинен Богом. Поэтому как можно открыть закон, сочиненный Богом, без Творца? Поэтому Бог во всем участвует, я не вижу тут никакого противоречия.

-Мой муж впал в уныние, постоянно ходит подавленный, говорит, что начальник на работе кричит и заставляет работать до 10 вечера и даже в выходные. Стараюсь поддержать, но не помогает. Осложняет всё, что он неверующий. Как помочь в такой ситуации? Какие слова подобрать?

– А слова не надо, нужно одно слово – «увольняйся» –  и всё, зачем много слов-то говорить? Раз уж невмоготу… А зачем жить вот так –в унынии, в стрессе, всё время в понукании, в каком-то рабстве?

– Но без работы еще хуже…

– Нет, сначала найти более-менее приемлемую работу. Я же не говорю «увольняйся сегодня», найди сначала другую, а пока будешь искать –  уже станет полегче терпеть.

– Насколько я поняла, соборование – таинство для болящих. В нашем храме, когда проводят соборование, в нем участвуют все. Батюшка на проповеди сам пригласил всех поучаствовать. Для чего здоровому человеку участвовать в соборовании, если душу можно уврачевать покаянием и причастием?

– Батюшка же приглашает, а не заставляет, не хочешь – не ходи. Если бы батюшка сказал: «Под страхом смерти завтра  чтобы все приходили на соборование!», вот тогда – да… А так – здоров, да иди себе  домой! У меня вот, например, полдюжины всяческих хронических болезней, есть о чем помолиться, и я с большой охотой каждый год соборуюсь. Но если человек здоров, просто даже приятно слышать. Единственная у него проблема – идти на соборование или не идти, Господи помилуй…

– Благодарственный молебен святому можно служить или только Богу? Ведь помощь мы получаем от Бога?

– А нет такого молитвословия: «Благодарственный молебен такому-то святому».  Что-то не встречал… Есть молебен святому с просьбой, а благодарность святому – такого нет, что-то я вообще отстал от жизни.  Мы по старинке служим благодарственный молебен ко Господу Иисусу Христу.

– Почему в нас во многих храмах такие высокие цены за соборование? 500 рублей и плюс к этому надо и свечки купить?

– Это надо для того, чтобы Вы приходили бы  только в наш Благовещенский храм на соборование, а не ходили поближе к дому. Наш храм подальше – зато подешевле, у нас никаких цен нет, приходите Великим постом – пособоруем, милости просим.

– Удивительно, как люди на то, чтобы попортить здоровье, денег не жалеют – и стол накроют богатый, и себя утешат тем или иным, а вот как в храм пойти помолиться, так появляется такая жалость к деньгам…

– Нет, есть еще совсем дешевый способ – рожаешь мальчика, воспитываешь из него батюшку, и он тебя будет соборовать три раза в году бесплатно.

– Как защититься от колдунов? Даже в церковь приходят колдуны, толкают и наводят порчу, как уберечься от них? Просто никаких сил нет …

– Это все зависит от веры. Кто верует в силу Пресвятой Троицы, тому колдуны не страшны. А кто верует в силу колдунов, тот становится их рабом, и тогда они делают пакости. Потому что это как сказано: «кто в кого верует, тот тому и раб». Если человек верует в Бога, он раб Божий, если человек верует в колдунов, он раб колдунов, и они все время над ним издеваются. Единственный способ тут – перестать в них веровать.

– Одна женщина мне говорит: «Я вообще о колдунах и слыхом не слыхивала, но у меня в жизни стало всё рушиться – в семье, со здоровьем, на работе… Мне сказали: «это тебе там сделали».

– Ну, эти всегда одно и то же говорят… Вот, допустим, тебе понадобятся деньги, к тебе приходит любая женщина и начинает на что-то жаловаться,  ты даже не слушай, что она говорит, только она замолчит на секунду, чтобы воздух передохнуть, ты и скажи: «Это тебе сделано», первый текст. Она говорит: «Кто?».  – «Я знаю кто, сказать не могу, но это тебе сделали, могу с тебя снять, давай деньги». – «А сколько?». – «Ну, для начала тысяч пятьдесят». Когда она принесет, скажу: «Это тебе сделали на смерть. Вот, я снимал с тебя – не снимается, надо еще, давай сотню». И вот так будешь богатым. Они всегда одно и тоже говорят: «это тебе сделано». И народ уже раскошеливается, и отдаст и то, что на похороны, и т.д. И сам болеть начнет… на этом и африканское знахарство основано, и шаманство.

– А как тогда объяснить, почему в жизни всё рушится у человека?

– Никак не объяснить. Потому что рушится не от этого. Начинаешь спрашивать – а в анамнезе  15 абортов, и она еще говорит: «у меня здоровье что-то не очень»… А какое ты хочешь при этом здоровье? Ну, и так далее, если немножко погрузиться в жизнь человека, то там сразу видно, от чего эта жизнь рушится. Чтобы жизнь не рушилась, она должна быть построена на камне, который есть Христос, имеется в виду вера. А там – вообще ни на чем, на осуждении, на сплетнях, на колдунах и т.д. Чем только люди не живут – постоянные осуждения, взаимные порчи, нитки, иголки, кто-то что-то куда-то втыкает… Ну, и как тут? Уже только в Кащенко.

– У меня недавно умерла мама, помолитесь за н.п.Галину, мне очень тяжело. И мой отец, у него всегда был тяжелый характер, а сейчас, чтобы я ни сделала – чайник ставлю или форточку открою, он начинает меня проклинать. Как мне быть?

– Ну и хорошо. В Евангелии написано: «Благословляйте проклинающих вас». Он вас проклял, а вы ему в ответ: «Бог тебя благословит, и даст тебе доброго здоровья! И чтобы ты умер без мучений, а прожил бы 200 лет! И дай Бог, чтобы всем был доволен, и чтобы тебя никогда никто в жизни не обижал». Вот и всё. Он опять проклял, а вы опять то же самое. Надо действовать согласно Писанию.

Для чего нужна жизнь человеку, если всё так плохо?

– Жизнь нужна человеку, чтобы он послужил Богу, вот в этом смысл жизни человека – в том, чтобы послужить Богу. То, что сделал одному из малых сих, то сделал самому Богу, поэтому нужно с утра до вечера чем-то служить Богу.

– Есть ли еще в России мудрые старцы- монахи, к которым можно обратиться за помощью?

– Всегда найдется человек поумнее тебя. Поэтому шибко умных не надо, надо хотя бы чуть поумнее, чем ты сам. Этого достаточно.

-Как вести себя православному христианину на Новый год?

– Православный христианин должен и на Новый год, и на Курбан-байрам вести себя хорошо, по-христиански.