Когда в храм на отпевание приносят человека, который не имел никакого отношения к Церкви, получается какой-то театр абсурда…
С христианской точки зрения, нет никакого смысла отпевать людей, которые всю свою жизнь спокойно обходились без Церкви и имели к ней самое отдалённое отношение. Поэтому нынешняя практика отпевания всех крещенных в Русской Православной Церкви вызвана не столько реальным смыслом этого обряда, сколько снисхождением к родственникам покойных, которые часто магически подходят к этому вопросу. Об этом в интервью порталу «Православие и мир» заявил протоиерей Димитрий Смирнов.
«С отпеванием связано много всяческих суеверий. Потому что большинство людей, по моему мнению, относятся к этому магически, – отметил священник. – Если человек умер, это воспринимается как несчастье, а чтобы каким-то образом его завершить, умершего нужно отпеть – в результате этого якобы всё будет хорошо. Что хорошо, не говорится. Ну, вроде бы и усопшему хорошо и всем остальным. Поэтому люди, во что бы то ни стало, стараются совершить отпевание. При этом, что такое отпевание, никто из них не слышал».
Однако, формальное отпевание никоим образом не отражается на судьбе души усопшего человека. «А отражается только вот что: молятся ли за этого человека. Ну, как правило, даже во время отпевания никто не молится, а хлопочут: кто цветочками занимается, кто веночками, кто свечками, кто перешёптывается, ну там всякие чёрные платочки поправляют на себе. А так, чтобы кто-то у гроба собрался помолиться, это случай очень редкий. А нужно как раз именно это! Люди слышат, что что-то поётся или читается, но что, в это никому не хочется вникать. То есть это вещь совершенно формальная. А формальные вещи, они только в магии играют роль, а в христианском богослужении никакой роли».
Говоря о сути самого обряда, священник пояснил, что «отпевание – это прославление жизни христианина» и «оно имеет смысл только для людей воцерковлённых». «Если человек воцерковлённый, то тогда всё понятно, его приносят люди воцерковлённые, приносят в храм, где он молился, где его все знают, это общее дело. Мы его провожаем в Царство Небесное. Тут всё понятно. А когда приносят с улицы какого-то человека, который никакого отношения к Церкви не имел, то получается какой-то театр абсурда. Но… родственники – сами крещеные, то есть они члены Церкви, пусть они и удалились от Неё очень далеко, но они этого хотят. Спорить с ними бессмысленно. И Церковь идёт им на уступку. Вы хотите отпеть, да? Пожалуйста, мы отпоём. Ещё вопросы есть? Нет. Пожалуйста».
Русская линия