Встречи с Любовью Васильевной Родионовой, матерью героя …
Все что не делается в жизни – все делается по Промыслу Божьему. Промысел Божий в какой-то момент сводит незнакомых людей и ведет их дальше по жизни вместе, связанных единым делом, которое стало их смыслом жизни, их радостным крестом.
Впервые я увидел Любовь Васильевну Родионову 2 августа 2010 года в Кремлевском дворце на праздновании 80-летия ВДВ. В тот праздничный день вся страна поздравляла гвардейцев-десантников. Но так сложилось, что на праздничном концерте не присутствовал никто из руководства Министерства обороны и страны. И все присутствующие в зале были оскорблены таким невниманием к войскам, составляющим резерв Верховного главнокомандующего. Вдруг какая-то щуплая женщина вышла на сцену, подошла к микрофону и смело сказала то, о чем все только тихонько возмущались и матерились. Она сказала, что если уж спасителей России так низко ценят, то большие трудности ждут страну впереди. Это и была Любовь Васильевна Родионова. Зал аплодировал ей стоя.
О её сыне, Евгении Родионове, я узнал значительно раньше, в 1996 году. Он был простым солдатом, прослужившим всего один месяц в Назранском погранотряде и захваченным в плен вместе со своими сослуживцами во время несения службы на блок-посту. По военным меркам он не совершил никакого воинского подвига. Но о подвиге его духа стало известно гораздо позже, когда был захвачен главарь банды боевиков, принимавший участие в казни Евгения. Вот его слова: «…У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать». 23 мая, после 100 дней плена и жестоких пыток, Евгению Родионову было предложено снять нательный крест и принять ислам. Но Евгений Родионов отказался это сделать, и был обезглавлен. Его товарищи были расстреляны бандитами.
Вторая встреча с Любовью Васильевной произошла в 2011 году на телеканале «Спас». Я был приглашен на передачу, в ходе которой обсуждался вопрос о возможности канонизации Евгения Родионова как мученика за веру. И неожиданно для меня я опять встретился с этой чудесной женщиной, совершившей свой материнский подвиг. Ведь это она сама, на свой страх и риск, отправилась в зону боевых действий в Чеченскую республику и долгое время, терпя тяготы и унижения, разыскивала могилу своего сына. Не военное ведомство, а мать нашла своего сына и опознала по нательному крестику, что потом было подтверждено.
На этой передаче я познакомился также с удивительным человеком, священником с Украины, о.Георгием Хановым. Он служит в Свято-Духовском храме в селе Вольном Днепропетровской области. Отец Георгий рассказал о почитании воина Евгения на Украине. В храме существует музей воина-мученика Евгения Родионова, который расположен в воинском приделе его имени. Там собраны вещи, повествующие о жизни Евгения. Вот точные слова отца Георгия: «Евгений – святой человек. Мы не стесняемся говорить об этом, несмотря на то, что воин-мученик Евгений ещё не прославлен всей полнотой нашей Церкви. Мы почитаем его как местночтимого святого. У нас есть престол, который уже готов и будет освящен, когда выйдет официальное решение о канонизации. Хотя от этого решения святое место Евгения-воина в ряду угодников Божьих не изменится».
То же сказал и патриарх Константинопольский Варфоломей, во время визита в Россию: «Нам была предоставлена благословенная возможность порадоваться, как никогда ранее, рождающей святых Россией, которая и в наши дни имеет новых Христовых Мучеников, как, например, молодой Евгений Родионов. В девятнадцать лет, когда у его ровесников совсем другие приоритеты в жизни, он своей кровью остался верным Кресту нашего Господа».
И вот опять, не иначе как по Промыслу Божьему, 22 ноября сего года, я оказался на Украине в храме, где служит отец Георгий. В храме все, как рассказывал отец Георгий: и несколько икон, на которых изображен Евгений, и небольшой музей. В этот день в храме, по окончанию службы, была освещена скульптура Евгения Родионова работы молодого московского скульптора Андрея Коробцова. Здесь я в третий раз встретился с Любовью Васильевной.
Мы уже радостно, как добрые знакомые, поприветствовали друг друга. После крестного хода вокруг храма посадили две рябинки. На освящении в храме было много прихожан. Среди них и ветераны пограничной службы, и представители казачества, и воины-афганцы. Что особенно отрадно, было много молодых людей. Из Воронежа вместе с батюшкой прибыла группа учащихся воскресной школы.
После трапезы все дружно направились в сельскую школу, где нас принимали со свежеиспеченным караваем. В школе оказался великолепный музей воздушно-десантных войск. С любовью собраны все вехи героической жизни легендарного командующего ВДВ, Героя Советского Союза генерала армии Маргелова В.Ф. Для меня, прослужившего 25 лет в воздушно-десантных войсках, такое внимание к сохранению памяти о Маргелове В.Ф. в небольшой школе украинского села, было особенно приятно.
Завершился этот день в клубе 25-й воздушно-десантной бригады, где прошел фестиваль детского творчества. Но этот фестиваль был не обычный. Все, с чем выступали ребята, в той или иной мере касалось воинского подвига. И я почувствовал, что дети не делят друг друга по гражданству или национальности. Российские и украинские коллективы были едины, не было границ.
С границами я столкнулся через несколько дней, возвращаясь в Москву. На границе взрослые люди в погонах с разной государственной символикой, пристально всматривались в мои документы и тщательно осматривали мою машину.
Поистине, Вера делает нас родными, ведь в храме мы братья и сестры.
Вячеслав Алексеевич Бочаров, Герой Российской Федерации
На фото:
1. В Свято-Духовском храме в селе Вольном Днепропетровской области
2. Любовь Васильевна Родионова и скульптор Андрей Коробцов